Отчет о водном походе четвертой (усл) категории сложности (катамараны) по реке Пыжа — Бия (Алтай), совершенном в апреле — мае 2011 года. Под руководством Величкова В.И.

1. Справочные сведения о путешествии

1.1. Паспорт маршрута

Район путешествия – Алтай.

Вид туризма – водный.

Категория сложности – четвертая (усл).

Протяженность активной части – 132 км, из них сплав – 128 км, пешком – 4 км.

Сроки путешествия: 27 апреля  – 11 мая 2011г.

Продолжительность путешествия – 15 дней, из них на активной части – 10 дней.

Нитка маршрута: Нижний Тагил – Екатеринбург (газель) – Барнаул /поезд/ – переезд к р.Пыжа (газель) ниже лесн.Обого 8км у моста – сплав по р. Пыжа — Бия п. Турочак — г. Барнаул (газель) — г. Екатеринбург (поезд)- г.Н-Тагил (газель).

Место хранения отчета – городской клуб туристов г.Екатеринбург.

Маршрут рассмотрен МКК  городского клуба туристов г. Екатеринбург Свердловская обл. (166-00-56665555).

1.2. Определяющие препятствия

Название препятствияКатегория сложности
Казинский каскад порогов (5 порогов)
Выход из водопадного каскада №1два слива «Малыш и Карлсон»
порог « Аут»
последний слив пор. «Аут»
водопадный каскад №2 (без главного слива) пор. «Мечта каякера», «Фантазия».
порог « Каро-кан»

Уровень воды выше среднего.

В отчете использована классификация, в которой сложность препятствий измеряется по шести-балльной шкале.

Категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С. к.с. (просто, средне, сложно.)

В отчете приведена оценка уровня сложности препятствий для наших конкретных условий и уровня воды на момент прохождения.

1.3. Состав группы

Фамилия, имя, отчествоГ. р.Туристский опыт (основной)Обязанности
1Величков Виктор Иванович1957Р. Кекемерен 6р Тянь-Шань(2007) р. Бий-хем 5у Саяны(2010)руководитель кап. К2
2Гавриленко Григорий Владимирович1977р. Она 4У Саяны (2007)р.Катунь 3У Алтай(2010)завхоз капитан К4-2
3Прилепин Сергей Семенович1976Р. Инзер-Лемеза 3у(2009) р. Усьва 2У Урал(2008)завснарК4-2 матрос.
4Фефелов Александр Викторович1977Инзер-Лемеза 3у (2009)р.Косьва-Усьва 2р. (2010)УралРемнабор капитан К4-1
5Фефелов Максим Александрович1980Инзер-Лемеза 3у(2009)р.Косьва-Усьва 2у(2010). УралКино       матрос К4-1
6Рощектаева Ольга Николаевна1986р. Ока 3У Саяны (2009)р. Катунь 3у (2010)АлтайМатрос К2 медик
7Романов Дмитрий Сергеевич1980р. Сакмара 2У (2009)Урал р. Катунь 3у(2010) АлтайМатрос К4-2
8Копытцев Дмитрий Игоревич1992Инзер-Лемеза 3у (2010)УралФото матрос К4-1
9Галкина Алла Геннадьевна1968Р.Чуя-Катунь 4у(2005) Алтай р.Она 4у (2007)СаяныМатрос К4-2
10Пичугин Андрей Викторович1980Р.Койва 2у (2009)Урал р.Катунь 3У (2010)АлтайФото К4-1

1.4. Прохождение участниками определяющих препятствий

ПрепятствиеКазинский каскад порогов (5 порогов)Выход из водопадного каскада №1 порог «Малыш и Карлсон»порог «Аут»      последний слив пор. «Аут»водопадный каскад №2 (без главного                                                          слива) пор. «Мечта каякера», «Фантазия».        порог «Каро-кан»        
к.с.
ВеличковК2-1К2-1К2-1К2-1К2-1К2-1
ГавриленкоК4-2К2-1К4-2К2-1К2-1К4-2
ПрилепинК4-2К4-2К4-2
ФефеловК4-1К4-1К4-1
РощектаеваК2-1К2-1К2-1
РомановК4-2К4-2К4-2
КопытцевК4-1К4-1К4-1
ГалкинаК4-2К4-2К4-2
ПичугинК4-1К4-1К4-1
Фефелов МК4-1К4-1К4-1

1.5. Средства сплава и состав экипажей.

Катамаран-двойка V~1100л, «верблюд».

Катамаран-четверка «Верблюд» V~1800л, производство г. Екатеринбург.

Все катамараны испытанные, прошли несколько походов 3-5 к.с.

К2: Величков В. – капитан;

      Рощектаева. О. – матрос.

К4-1: Фефелов А.- капитан;

       Пичугин А.- матрос;

      Фефелов М.- матрос;

      Копытцев Д.-матрос.

 К4-2:  Гавриленко Г. – капитан;

     Романов Д.- матрос;

     Прилепин С. – матрос;

     Галкина А.- матрос.

2. Выбор маршрута и цели путешествия

Требовался маршрут максимум на 2 недели, т.к. большинство участников были жестко ограничены во времени. Поэтому был выбран Алтай, как наиболее близкий район к Уралу, позволяющий совершать походы любой категории сложности.

Остановили свой выбор на реке Пыжа. Командир уже бывал на этой реке, и осталось чувство не до конца пройденного маршрута. Добраться до реки просто, и, тем не менее, она не пользуется популярностью. В интернете размещены несколько описаний, не очень удачных заездов.

Получился эффект когда опытные не идут потому что просто, а не опытные не проходят полно реку, устраивая бесконечные обносы.

Река Пыжа красива и диковата в своих водопадах и завалах.

Главными задачами данного похода была попытка прохождения ряда водопадных порогов впервые на катамаранах, повышение уровня подготовки участников, а также безопасность, именно ей было уделено повышенное внимание.

При подготовке к походу были проведены тренировки на пороге Ревун и реке Тагил.

3. График движения группы

днидатаучастоккмХВспособ передвиженияопределяющие препятствия
1-327.04-29.04  Н.Тагил – Барнаул– р.Пыжа  —— 8.00микроавтобус поезд микроавтобус  —
4  30.04Сбор катамаранов р.Пыжа от моста до «Пыжинского каскада» разведка р.Эвий  5 3  0.30 0,45  Сплав пешкомПор. «Скиф» и пр.
51.05Прохождение «Пыжинского каскада»40.27сплавПор. «Пыжинского каскада»
62.05«Пыжинский каскад»- пор. «Аут»0,5 3,50,05 3,5Сплав пешкомПор. «Малыш и Карлсон»
73.05пор. «Аут» — ВДП-22,50,17сплавпор. «Аут»
84.05дневка
95.05Прохождение ВДП-2 и ниже пор. №17 «Лилипут»121.10сплавпор. «Мечта каякера», «Фантазия» «Каро-кан»
106.05пор. №17 «Лилипут»- «Дурные протоки»285.20сплавЗавалы, бревна и пр.
117.05«Дурные протоки»-р.Бия в районе р.Саракокша305.30сплавПор.2к.сл.
128.05р.Саракокша-п.Турочак214.20сплавПор.2к.сл.
13-149-11.05п.Турочак –г.Барнаул-г.Екатиринбург-Н-Тагил  Микроавтобус, поезд 

ХВ – ходовое время, от старта до остановки на стоянку. Для микроавтобуса – общее время движения со всеми остановками.

ВДП-2 – Каскад водопадов №2.

4. Аварийные выходы с маршрута

Вдоль берега идут тропы, при аварии нужно выходить вверх по течению и далее через перевал в пос. Иогач.

Ниже ВДП-2 от пасеки Кондюрина есть дорога в пос. Иогач.

Вдоль р. Бия идет дорога, поселки через 10-12 км.

Аварийный сход здесь возможен в любом месте.

5. Техническое описание маршрута

5.1. Сведения о районе путешествия

Алтай (от монгольского «алтан» — золотой) — большая горная страна, расположенная в центре Евразии, отдельные части которой находятся на территории России, Казахстана, Китая и Монголии. Алтай расположен на юго-востоке Западной Сибири.

В административном отношении Российский Алтай поделен между Алтайским краем и Республикой Алтай (с 1991 г.). Эти два региона имеют общие границы с Казахстаном (в южной части), Монголией и Китаем (юго-восток), Новосибирской и Кемеровской областями (север и северо-восток), Республикой Тува (на востоке).

Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай.

Наиболее высокие хребты на территории России — Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000м, самая высокая точка — г. Белуха (4506м).

Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей — Чуйская степь, Курайская и др.

Климат Алтайского края резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но жарким летом, с небольшим количеством осадков.

В равнинной части территории средняя температура января -19°, июля +18,9°, годовое количество осадков составляет 250-300мм.

В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12° до -31,8°, июля от +9° до +18°.

Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в межгорных котловинах и долинах годовое количество осадков составляет всего 150-200мм.

Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры (фены). Летом край находится под влиянием воздушных масс арктического происхождения, прогревающихся над Западной Сибирью. С ними связана прохладная и дождливая погода.

Нередко в середине лета на окружающих горы равнинах устанавливается жаркая погода, и тогда горы с их более прохладным климатом способствуют активизации образования осадков. Из-за веерообразного расположения хребтов приходящие потоки влажного воздуха проникают вглубь гор, образуя мощную облачность. В высокогорье в летнее время часты дожди и грозы, много дней с ненастной погодой, нередки снегопады.

Наиболее значительные реки Алтая — Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. Все реки обского бассейна отличаются быстрым течением.

К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба.

Более просты Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса, Бия.

Оптимальное время для сплава с июля по сентябрь. Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора.

Самая крупная река Горного Алтая — Катунь. Начинается она у южного склона горы Белуха из ледника Геблера. В верхнем, а местами и в среднем течении, река носит горный характер, в нижнем течении она выходит на равнину. При слиянии Катуни с рекой Бией, в 22 км юго-западнее Бийска, образуется река Обь – третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. В пределах Алтайского края расположен верхний участок Оби длиной 493 км.

На территории Алтая более 3500 озер, наиболее примечательны Телецкое и Маркаколь.

На равнинной части Алтая преобладают черноземные почвы, в западной части широко распространены засоленные почвы солонцово-солончакового ряда, в горах горно-подзолистые.

Почти треть территории Алтая покрыта лесами. Особенно большие лесные массивы расположены в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса составляют сибирская лиственница, кедровая сосна, пихта, сосна. В горных лесах множество ягодных кустарников: жимолость, смородина, крыжовник, малина. Растет также брусника, голубика и костяника, по берегам рек в равнинной части –  облепиха.

Для равнинной части характерно сочетание степных просторов, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами.

В горах растительность расположена в вертикальной поясности. Наибольшую площадь занимает зона тайги – хвойных лесов. Это темнохвойная (кедр, пихта, ель) и светлохвойная тайга (лиственница, сосна). Субальпийские луга начинаются ниже верхней границы леса, в разреженных кедровниках, и поднимаются по склонам лишь немного выше леса, поэтому сплошного пояса альпийских лугов нет. Выше располагается высокогорная тундра.

Животный мир состоит из обитателей сибирской тайги и степей. В тайге водятся олени, лоси, горные козлы, медведи, рыси, соболя. В степях многочисленны грызуны, из хищников — волк, лисица, степной хорек. Много хищных птиц. В реках много рыбы, хотя разнообразие видов невелико, в основном это хариус. Насекомых мало.

Район является опасным для заражения клещевым энцефалитом. Период активности клеща: конец апреля – июнь. Тем не менее, клещ может укусить и в августе.

Коренное население Алтайского края и республики Горный Алтай – алтайцы.

5.2. Туристские возможности района

Разнообразие природно-климатических условий Алтая создает богатейшие возможности для туризма. Это единственный в РФ туристский регион, где возможно проведение походов любой категории сложности по всем видам туризма: горного, водного, лыжного, спелео-, вело- и автомототуризма.

В Чуйском и Северо-Чуйском хребтах известно более 60 перевалов (включено в перечень 61 перевал), сложностью от н/к до 3Б, наибольшее количество перевалов 2А и 2Б. Следовательно, здесь можно совершать горные походы до 6 к.с.

Недостаток горных походов в этих районах связан с большим количеством камнепадов, усиливающихся к концу лета. В тоже время сильная лесистость долин, ненаселенность, наличие сложных переправ позволяют совершать в районе и пешеходные маршруты 2-6 к.с. включительно.

С конца апреля в долине Катуни появляется возможность проводить водные путешествия, тем более что к этому времени лед на всех реках, представляющих интерес для туристов, уже сходит. Катунь имеет полноводные притоки, пригодные для сплава: Аргут (который также имеет притоки Ак-алаха, Карагем, Шавла, Джазатор), Чуя, Урсул, Кадрин, Кучерла, Кураган и др. Сплав по этим притокам с выходом в Катунь позволяет пройти маршруты 4-6 к.с.

Река Бия с притоками куда мы собственно и пошли. В районе, на реках Чуя и Катунь, сложилась система проведения водных соревнований.

Сезон для проведения горных, пешеходных и водных походов – июнь-август, при этом пик летнего походного сезона — с 15 июля по 15 сентября, пора созревания ягод, орехов, сбора грибов. Особенность летнего периода — большое количество осадков, из-за чего почти половина его является неблагоприятной. В эти дни большую неприятность, а в некоторых случаях даже опасность, представляет нижняя облачность. Во время дождей она может надолго прикрыть высокогорные перевалы и вершины.

По поводу Катунского района можно также сказать, что близость горного массива имеющего множество сплавных рек и разветвленной системы дорог способствует организации комбинированных маршрутов.

5.3. Подъезд и отъезд

27.04-29.04.2011

До Екатеринбурга добирались на автомашине «Газель», из Н-Тагила выехали в  22:10 местного, приехали в 00:20. Пришлось ждать поезд, порядка 1,5 час. В 2:30 (м.вр.) сели в скорый поезд Москва – Барнаул (№96), прибыли на место утром в 10:00 (м.вр.)

По заброске воспользовались услугами фирмы «Алтайтур» — Одиноких Александр (89059847979). У него собственная «Газель» с прицепом. Он же на обратном пути забрал нас от пос. Турочак и доставил в Барнаул.

Из Барнаула уезжали поездом Барнаул – Москва, приобретя билеты заранее.

В принципе возможна заброска на автобусах или перекладных машинах, что практиковалось ранее, но, видимо, эти варианты ушли в прошлое, т.к. рынок транспортных услуг на Алтае стремительно развивается.

Видимо, не составит большого труда найти машину на месте, у вокзала дежурят местные водители, предлагающие свои услуги.

29.04.2011

В 10:30 утра, загрузив вещи в «Газель», мы были уже в пути. «Газель» шла с прицепом, в пути провели десять с половиной часов, останавливались в г. Бийске на обед. В Горно — Алтайске зарегистрировались в спасотряде.

Дорога на всем протяжении до пос. Иогач – асфальт, дальше грунтовка (53км за 2 часа).

Остановились у моста через р. Пыжа, в 8 км. ниже лесничества Обого (в котором постоянно не живут). У моста стоит техника — экскаватор, два камаза, трактор, людей нет. На дверце машины написано «Алтайгидрострой» — видимо восстанавливают мост через реку. Лагерь поставили в 30м. выше моста на пр. берегу.

30.04. 2011

Утром подъем в 6:00 приготовление завтрака, постройка катамаранов. 

От моста река течет одним руслом, шивера 2к.сл. Затем остров, бревна, проход по правой протоке (по чистой протоке) через 200м слева впадает р. Эвий.

Вышли в 12 час. Прошли все сходу до р. Эвий за 10мин.

Провели разведку притока примерно 1,5 км: расход 5-6м3, завалы, бревна через каждые 20-30 метров, в общем ничего интересного для водников нет. Дальше до л.пр. реки Турга 1,5км. ниже 300м пор.№2 (2-3к.сл.) шивера, за левым  поворотом слив до 1 м. Прошли сходу, чалка на л.б. перед пор.№3 «Скиф» (3 к.сл.).

Камни в русле, сливы, длина пор. 100 метров. Просмотрели порог, прошли кильватерной колонной. Ориентир порога на правом повороте скальный бом.

Шивера после порога переходит в порог №4 (3к.сл.) длина 50м. слив около 1м навал на камень, прижим к л.б. Просмотр и страховка с л.б. Все суда прошли нормально, уходя от камня влево затем в право уходили от прижима.

Порог №4

Через 500м. начало «Казинского каскада», поворот вправо затем влево. На правом повороте небольшой порог, слив 0,5м. Все проходится сходу,  чалка на пр.б.

В 16,00 час. встали на ночевку, место не очень хорошее, уклон, камни, до воды 6-7 метров по высоте.

Провели разведку «Казинского каскада»: вначале шли в 30-50 м. от реки, сложно, плохо видно реку, клещи. Обратно возвращались вдоль реки, гораздо быстрей и менее энергозатратно, разведку провели за 2,5 часа. Каскад интересен, а главное поток чистый нет бревен.

1.05.2011

С утра приступаем к обработке и прохождению «Казинского каскада» — сплошная цепь порогов в узком скалистом русле — имеет длину 2км. Можно разделить на несколько ступеней. Каждая ступень требует основательной разведки. Береговые работы целесообразно проводить с разных берегов, по мере прохождения порогов каскада.

На первых 30м ступенчатое падение русла на 1,5м. Ширина реки — 20м. Входной метровый слив, за ним через 5м косой винтовой вал в левой части русла, потом участок быстротока (20м) и еще ступенька около 70см,в которой справа полуобливной камень с хорошим навалом.

Правый берег в этом месте — бом высотой 3м, за ним плес около20м, улов у правого берега,  после еще 50м быстротока с двумя сливами по 50см . Потом правый поворот, перед которым есть улово у левого берега. В него необходимо зачалиться для осмотра следующих 2х ступеней.

Старт по одному судну с левого берега. Первыми пошла двойка. Сливы прошли нормально, затем угребаясь от навала  на камень зацепили камень у л.б. довернулись на струю и прошли оставшуюся часть порога, чалка на л.б. Оба катамарана К-4 прошли порог чисто, чалка на л.б. Страховка с л. б. тремя спасконцами. 

Порог №7 «Альтернатива» 3С к.сл. (50м): камни в русле, ширина реки меньше 20м, на правом берегу высокий скальный бом. Посередине реки — большой камень шириной около 4м с навалом на него. Справа и слева — узкие проходы около 4-5м. Маневр осложнен подводными и надводными камнями в русле. После большого камня — прижим к каменному выступу правого берега. Левый проход проще, но туда сложнее попасть.

Проходили справа, потом уходили  под левый берег, через 50 м следующая ступень, чалка на л. б. Страховка с л. б. тремя спасконцами.

Порог №8 «Лабиринт» 4В к.сл. (200м): представляет собой длинный зигзагообразный крутопадающий участок, падение на этом участке-2м, длина зигзага 40м.

После первого слива струя уходит под правый берег, от которого отражается и устремляется налево.

Потом слив 0,7м с бочкой, очередное отражение вправо от выступа левого берега.

Дальше 30м быстротока и опять слив 1м через всю реку, слева пологий, справа  обливной камень.

В 5м ниже по течению камень посреди русла, на него возможен навал.

Дальше плес в скальном коридоре длиной около 100м. Здесь есть сужение до 4м, где удобно поставить последнюю точку страховки.

Самая сложная часть порога — зигзаг: на входе в левой части слива острый подводный камень, в конце первого слива тоже слева — подставка, которую не видно при осмотре снизу.

Порог №9 «Обводка» 4А к.сл. (200м): длинный порог с массой камней. На входе большой  камень-скала в правой части русла высотой метра 3. После участок быстротока 150м с хорошим уклоном, и река поворачивает налево. Бом на левом берегу.

Порог №9 «Обводка» — проходит К-4-2

Для осмотра следующего порога каскада необходимо зачалиться на правый берег перед пор. «Вираж».

Пороги №8 и 9 проходили в связке, тандемом. Двойка прошла чисто, К4-1 зацепил пару камней, но выправились и по основной струе прошли до пор. «Вираж». Катамаран К4-2 — прошли нормально (основная струя чистая, при прохождении нет никаких затруднений). Страховку ставили на л.б. 3 морковки. 

Порог №10 «Вираж» 4В к.сл. конец каскада: ступенчатое падение русла около 1,5м. Посередине реки большая каменная глыба, слева нет габаритного прохода, справа проход около 6м. Слив в левой части водопадный с мощным котлом, справа пологий, но осложнен камнем подставкой и прижимом в правый скальный берег.

В 30 метрах ниже вторая ступень со сложной линией движения между камней — сливы, бочки.

Через 300м от порога слева впадает р.Казо. До устья Казо 100м плеса. Решили проходить порог через вдп. слив, так как выше пор. в 15 м. небольшой камень, который не дает заранее прицелиться в слив.

Порог первым пошел  К4-1, с трудом угреблись в основной слив, упали боком, вышли, прошли вторую ступень, чалка на пр.б.

Вторыми пошел К2, уходя от камня чересчур круто забрали влево, в результате не угреблись в слив, попали в негабаритный проход пришлось протаскивать через камни, вторую ступень прошли хорошо.

К4-2 ровно попали в слив, прошли далее, вторая ступень — все нормально, чалка на пр.б. (это самый интересный порог каскада). Страховка с пр.б. 3 морковками.

Лагерь разбили на правом берегу р. Казо. Это место — стандартная стоянка перед водопадами. Вечером половина команды прогулялась на водопады — сильное зрелище.

2.05.2011

С утра собираем лагерь, упаковываем рюкзаки и начинаем обнос. Тропка идет через р.Казо по бревну:

Переправа через речку Казо

затем выходит на берег Пыжи, в 50м. от вдп. начинается подъем на бом. На высоте 25-30 метров обходится первый водопад, и спуск к воде. Дальнейшее движение вдоль кромки берега реки по крупноглыбистой  осыпи.

За левым поворотом на скалах мощная наледь, красиво. Далее метров 150 и каскад заканчивается, есть вполне нормальная площадка для сборки катов. На обнос рюкзаков затратили 30-35мин.

Часть команды, все таки ушла вверх по склону, затем осознали и вышли на площадку. После близкого знакомства с обносом, четверки обносили в разобранном виде прямо от лагеря. На двойке решили подплыть через порожек метров 150-200м, затем чалка на л.б. Обнос 15м. далее прошли под первым бомом.

Затем под вторым бомом буквально в 2-3м от начала водопадной струи. Затем по щели параллельно вдп. 15 м. и мы ниже водопада. Дальше по глыбам до финишной площадки. Все это достаточно тяжело, если учесть что один из участников — женщина.

Четверки разобрали и обнесли, собирали на площадке, заодно пообедали.

После просмотра каскада водопадов №1 решили пройти два последних слива каскада, каждый высотой примерно 2м. Этот порог называется «Малыш и Карлсон». Первый слив требует очень точного захода, так как слева в сливе камень с петухом, за ним группа камней, ширина слива около 2 метров.

После слива поток идет наискосок  вправо, река собирается и через 15м. падает во второй слив, сразу за сливом справа камень залит. Струя мощно выбивает из под слива, в 10м. группа камней, проход у л. б., на этом каскад заканчивается. 

Стартуем выше слива в 15 м. Траверсу мешает бревно, но успеваем развернуться и точно  входим в первый слив затем  по струе и во второй слив точно носом, минуем наброс на глыбу, проходим группу камней, чалка на л.б. Уровень связки  сливов 5 С. к.сл. Порог проходили только на двойке Величков В. и Гавриленко Г. 

Страховка с л. б. двумя спасконцами и кат 4.

Кратко опишу участок от р. Казо до пор. «Аут»:

Небольшой порожек, потом через 50м еще один, река поворачивает направо и начинается каскад водопадов. На протяжении 700м  река падает непрерывной серией водопадов, каменных завалов, высота сливов от 2-х до 6-ти м.

Ступени отделены друг от друга участками пенной воды от 5 до 30м. Можно выделить 5-6 ступеней. Некоторые не оставляют никаких шансов на успешное прохождение.

Русло завалено огромными глыбами, местами видны бревна. Первый слив, высотой 3-3,5 м. проходим для катамарана, также проходимы последние 2 слива, просматривается что-то в последней трети каскада, уровень 6В-6С. 

Как говорится нужно иметь большое желание и возможности. Частично каскад пройден каякерами (рук. Порсев Василий), ими и даны названия порогов и водопадов.

Участок водопадов завершается коротким плесом. Мы переправились на П.Б. и отнесли вещи на 200м ниже, установили лагерь под кедрами, каты оставили в начале порога «Аут». Левый берег перед порогом — скальный бом.

3.05.2011

С утра подъем, завтрак, собрали рюкзаки. Идет дождь с градом, довольно мерзко. Выставили три точки страховки, первая за 50м до конца первой ступени, остальные в улове после 1-й ступени. 

Порог №11 «Аут» 4С к.сл. (300)м: порог с большим уклоном, падение русла около 4м. Сложный слалом среди множества камней, сливы, мощная бочка в конце. Вход в порог у пр.б. перекрыт бревном, остальные проходы негабаритны для четверки.

Вторая ступень отделена плесом 20м., далее шивера 70м. заканчивается грядой камней и тремя сливами между ними. Левый слив огибает большую глыбу, частично уходя под камень, выход перегорожен полуобливным бревном.

Второй слив высотой 1,7м осложнен полуметровым зубом мешающим ровно войти в слив, третий слив шириной 1,5м. вода падает на камень.

Первым шел К2, войдя в первый слив под л.б. слегка застряли, пройдя чисто слалом, аккуратно обошли бочку слева, первая ступень пройдена. К4-1 обнесли первую гряду камней 5 метров, прошли первый двойной слив, затем при прохождении косого слива, накинуло на камень -выправились, оставшийся слалом прошли чисто.

К4-2 прошли до косого слива чисто, затем жестко набросило на камень в косом сливе, через 30 метров — наброс на очередной камень, оставшиеся 50м. слалома прошли нормально.

После осмотра второй ступени, обнесли рюкзаки по пр.б.

Экипаж  К4-1 провели катамаран по шивере  и сбросили кат в правый слив. Экипаж К4-2 решил пройти шиверу и зачалить в улов перед сливом, что и было удачно осуществлено:

Порог «Аут» — выходная шивера, проходит К-4-2

Далее кат без экипажа на веревке отпущен в слив, все нормально.

На двойке Величков В. и Гавриленко Г. решили пройти порог по центральному сливу, удачно прошли шиверу, справа на лева прострелили в слив минуя зуб, в сливе отклонились разгружая нос, вышли хорошо. 

Страховали  двумя спасконцами и катамараном К-4. Видимо, по последнему сливу и назван порог, кстати факта прохождения слива на катах нет.  

Каскад №12 «Верблюжий» 3к.сл.: после «Аута» до вторых водопадов еще 1,5 км. После пр. пов. пор. «Верблюжий» — бегло осмотрели порог, несколько сливов не выше метра, после л.пов. порог заканчивается.

Порог шли кильватерной колонной, далее л.п. приток справа, 300м. шиверы дошли до второго водопадного каскада, чалка на П.Б. в 30 м. от входа в каскад.

«Второй водопадный каскад» №13 6В к.сл.: ориентиром приближения к каскаду служит правый приток на левом повороте долины.

Каскад начинается через 250м после притока. Он не такой грандиозный, как первый. Длина 2-го водопадного участка около 300м. Высота основной ступени 3,5 -4,0м. Встали на ночевку перед каскадом пр.б. в 40 метрах от избы.  

4.05.2011

В этот день решили устроить дневку с баней, что и было удачно выполнено. Провели детальную разведку каскада, решили частично проходить, но… всё завтра.

5.05.2011

С утра подъем, завтрак, свертывание лагеря.

Опишу водопадный каскад: на входе река сжимается до 5 м. и уходит к скалистому л.б., затем поворот вправо, в левой части — сбойка струй закручивает воронку.

Далее струя от пр.б. круто поворачивает влево и бьет в камень, сбрасывая воду сливом около 1,5 м. пор. Называется «Мечта каякера».

Порог «Мечта каякера»

Затем прямо к стене л.б. поворот на право слив 0,5м. 10м. струи и на пр.пов. — мощный слив через всю реку высотой около 2м. (до этого слива ширина основного потока 2-3м среди крупных глыб). Называется  «Фантазия».

Порог «Фантазия»

Через 25м. часть реки уходит влево и падает в щели до 1м. в ширину, справа — гряда камней с непроходами, по центру — есть проход в слив через плиту (высота 3,5 – 4,0м.). Внизу слив подпирает справа прямоугольная глыба высотой до 5м. Слив узковат, при прохождении, может зацепить правого гребца.

Через 30м. гряда камней — проход у л.б. по дугообразному сливу. Через 10м. — три слива, проход по центральному сливу, ширина слива примерно 1,6м. Затем выход по бурной воде 10м. под бревном (высота до бревна 1,5м). На этом каскад заканчивается.

Еще раз осмотрели каскад, выставили  страховку — один спасконец ниже первого слива, два — ниже второго слива. Расставили видео и фотосъемку. Порог решили проходить двойкой в составе Величков В. и Гавриленко Г.

Вошли в порог за пр. пов. — левой гондолой попали в воронку, выгреблись. Левый пов. — падаем в слив, закидывая нос влево от центрального камня, тут же попадаем носом в левую глыбу, откидывает идем к пр. пов, где нас прижимает к л.б. скале. Выгреблись не без труда. Дальше в слив 0,5м доворачиваем и падаем в 2м. слив, куснуло в бочке, выгреблись, чалка на пр. б. перед большим сливом.

Проводим на веревках катамараны К4-1 и К4-2, сбрасываем К4-1 в основной слив — он его чисто проходит. К4-2 скидываем чуть правее, его мощно накидывает на глыбу, с большим трудом удается удержать кат от переворота при помощи веревок, находясь на вершине глыбы.

Проводка К-4-2

После очередных дебатов, принимаем решение обнести двойку, что и было быстро выполнено. После водопада с названием «Очко дьявола», переносим точки страховки и съемки ниже каскада. 

На двойке проходим слив под л.б. тесно, левому нет места для гребка веслом.

Далее идем в средний слив, шириной 1,6м. а кат. шириной 1,8м. застрял на камне, стало давить , поборолись вышли довернуло, кормой прошли под бревном.

На этом каскад закончен. Сложность порога — 5С к.сл. без прохождения основного слива.

Вернулись на стоянку, пообедали, понесли рюкзаки по тропе к катамаранам. Продолжаем сплав всеми катамаранами.

Порог «Каро-Канн» №14 (300м) 4А к.сл.: первые 70м — шивера с множеством камней, ниже — огромная глыба посреди реки, в нее бьет основная струя.

Справа — хороший проход, слева от глыбы мелко, очень сложно проскрестись между камней. После глыбы река суживается до 6м. В проходе — навал на камень шириной метра 3, высотой около метра. Необходим сложный маневр, чтобы уйти от навала на этот камень.

В самой левой части есть узкий проход по мелководью. Дальше прямой участок реки: валы до 1м, бочки, слалом между камнями.

Левый и Правый берег — здесь отвесные утесы. В конце порога на левом повороте огромное улово. Видно расширение долины.

Порог №14 «Каро-Канн» проходит К2

Вход  в «Каро-Канн» проходили по центру, постепенно смещаясь влево. В основной струе — бревно, пришлось сделать обнос 30 м. по л.б. Страховка двумя спасконцами и съемка с пр.б. чуть ниже ключевого места. Дальше шли сходу в кильватерной колонне. Выходя из порога оглядели ущелье реки из которого вышли — мощные скалы, суровый пейзаж. 

После левого поворота река значительно упрощается, берега становятся положе.

Шивера (1,5км) №15 2к.сл.: река шириной 40-50м, камни в русле, валы около 50см, попадаются бревна в русле. Перед правым притоком р.Бельгежа — река успокаивается.

Шли сходу, чистое ходовое время от пор. «Каро-Канн» до р.Бельгежи 20 мин.

«Бельгемская цепь» (3км): серия коротких шивер, представляющих собой длинные цепочки стоячих валов от 50 до 100см., между которыми — длинные участки быстротока.

После длинного правого поворота и последующей смены направления течения реки на северозападное, горы понижаются. Хвойные породы сменяются лиственными. В конце прямого участка быстротока с отмелью в центре русло круто падает, образуя несколько уступов.

Порог «Стиральная доска» №16 3к.сл.: порог имеет две ступени с крутым падением — на входе и на выходе. Крупные камни в русле. Разведку можно провести по тропе левого берега, ведущей через бор.

Обе ступени шли по центру, по основной струе.

Порог «Лилипут» №17  2к.сл.: расположен в 300м от пр.14, ниже острова, на плавном правом повороте. Короткий порожек, отличающийся сильным уклоном. Можно идти сходу вдоль правого берега. Ниже пор. встали на ночевку на л.б. Вечером пошел дождь со снегом.

6.05.2011

После пор. 17 река успокаивается, горы отступают, река течет по равнине. Первый населенный пункт — хутор Балгашта на одноименном правом притоке. К хутору подошли за 10мин. х. вр.
Вышли у хутора — тявкают привязанные собаки, людей не видно, так и ушли, никого не дождавшись.
Чистое ходовое время от р. Бельгежи до хутора — 1 час.

Дальше на реке начинаются протоки, прижимы к кустам, расчески, завалы. Через 10км на левом берегу заброшенный поселок Сучак, с воды он плохо просматривается.

Напротив на правом берегу хутор. Он хорошо виден с воды. Около избы устроили обед. Отсюда уже есть дорога в Иогач.

Ходовое время от Балгашты до Сучака — 2 часа. Через 5-6 км от Сучака начинается наиболее сложный участок завалов «дурные протоки».
Скала похожая на индейца, ориентир начала «дурных проток». Четко привязаться не смогли, таких скал 2-3 штуки.

Возможно, это скала — ориентир

Разбои «Дурные протоки» №18 2к.сл.: очень длинный участок проток, при прохождении необходима предельная осторожность и четкое взаимодействие каждого экипажа. Необходимо находиться в прямой видимости и соблюдать оговоренную дистанцию, чалиться по первой команде с передового судна.

Нам пришлось обнести 4 завала. Обносы от 20 до 50м. Также сделали 5 проводок. При прохождении проток старались держаться высокого корневого берега, не уходить в лесные промоины, даже если туда уходила большая часть реки. Эта тактика себя оправдала — за время прохождения ни одно судно не наваливало на завалы, никто не терялся в разных протоках.

Какие-то определенные указания дать не могу, поскольку на этом участке реки сложно выделить ясные ориентиры, к тому же, ежегодно русло очень сильно меняется.

«Дурные протоки» продолжаются за с. Новотроицкое 5-6км.

Ходовое время от Сучака до места ночевки в «Дурных протоках» — 3 часа, справа метрах 500 просматривается дом, мы его ошибочно приняли за Новотроицкое.

Ночевка на пр.б.

7.05.2011 

На следующий день до с.Новотроицкое дошли еще за 2,5 часа. На этом участке самые неприятные и опасные завалы (будьте осторожны).

Обнос завала

Ниже  Новотроицкого река упрощается, но частичные завалы , бревна присутствуют, течение быстрое. До устья остается 14км. Ходовое время от Новотроицкого до устья  р.Пыжа — 2 часа.

Дальше сплав продолжается по р. Бия.

В Бие вода высокая и чистая, пересекаем реку и причаливаем на пр. б. Сходили в магазин и поехали дальше, очень быстро несет — на реке вал до метра, местами крутит воронки. На р. Бия счет порогов ведется от Телецкого озера:

Порог «Косой». Сразу за поворотом после «Пыжинского» впадает мутная р. Пыжа, а перед ней порог «Косой», название получил, видимо, по косым валам по обоим берегам. В центре валов нет. Валы небольшие – до 0,5 м на протяжении 60-70 м. Порог находится уже в деревне Усть-Пыжа.

Дальше по деревне и сразу за ней находятся две шиверы, одна покороче (100-130 м), другая Шивера «Пыжинская» — значительно мощнее с валами до 0,8 м протяженностью 150-200 м. Обе шиверы в пределах Усть-Пыжи.

Порог «Щеки». Расположен за левым поворотом, за Усть-Пыжой. Ориентир заметен издалека: скала на правом берегу, река делится на 2 протоки. Левая значительно проще: прямые валы, и ничего больше. В правой протоке — сильные косые валы и прижим в скалу справа.

Через 2 км от пр. 8 перед деревней Кобезени расположен Порог «Кобезенский». В начале порога имеется еле заметный слив, затем валы 0,5-0,7 м на протяжении 150-180 м. А сразу за деревней река поворачивает опять влево. До впадения левого притока р. Сарыкокши около 2 км. На этом участке находятся три ступени.

Порог «Сарыкокшский». Каждая ступень представляет собой шиверу длительностью 200-400 м с валами до 0,8 м. Между ними — участки быстротока по 400-500 м. Сразу за порогом впадает желтая р. Сарыкокша и вода в Бие окончательно мутнеет. Между ступенями пор. встали на ночевку на л.б.

8.05.2011

С утра быстро собрались и отчалили.

Прошли третью ступень пор. через 300 м. слева впала р. Сарыкокша.

После этого река Бия несколько успокаивается.

На левом берегу обнаружили заселенную деревню Усть-Бову, хотя на карте значится заброшенной.

На 16-километровом участке до поселка Тулой находятся ещё две шиверы, протяженностью по 150-170 м с небольшими валами.

Порог «Кузенский» начинается перед п. Тулой и длится 700-800 м, валы до 1 м стоят не линиями, а отдельными буграми из-за пересечения двух струй. Просмотр возможен с правого берега.

Практически сразу за Тулоем также на правом берегу находится поселок Верх-Бийск.

Шивера. В районе Верх-Бийска на реке начинается большая шивера с  пологими валами высотой до 1,5 м. Она делится на две части: первая — протяженностью около  500 м, вторая — 300 м, между ними — около 200 м быстротока. Особенно опасна вторая часть, которая проходит под мостом с сильным течением под углом 50-60° к направлению опор. Поэтому заход должен быть строго по середине, между опорами.

Примерно через час хода впадает приток Тандыкокша. В месте впадения на Бие находится ещё одна несложная шивера 9П протяженностью около 150 м.

Дальше до самого Турочака препятствий нет. Несмотря на это, берега очень живописны, на поворотах над водой нависают красивейшие скалы, много отличных стоянок. А в поселке находится последнее препятствие — Перекат «Кипяток». Он стоит за резким поворотом Бии и представляет собой основную струю, поворачивающую к улову по правой стороне реки, за которым и находится перекат, отделенный островком. На перекат ещё надо умудриться попасть, перегребая улово. По левой стороне вода спокойная, течение минимальное.

Сразу за «Кипятком» на правом берегу — много хороших стоянок оставшихся от турслетов, и дров вполне достаточно. Встали на ночевку на поляне, разобрали катамараны, просушили снаряжение.

9.05.2011

С утра подъем сбор рюкзаков.

Машина пришла в 10 часов, всё — сплав удачно закончен, пора домой.

Фото группы

Наше описание соответствует большой воде. В меньшую воду характер препятствий может существенно измениться.

Видеоролики похода

По итогам похода сделали несколько видеороликов:

Также есть авторский видеоролик участника сплава Григория Гавриленко.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Считаю, что группа прошла заявленный маршрут полно, выполнила поставленные перед ней задачи. Все участники показали хорошую подготовку и готовы к более сложным походам.

Маршрут по р.Пыжа, заявленному нами 4 усл. к.сл, соответствует заявленной сложности. Основные препятствия реки сосредоточены на участке в 10км, остальная часть маршрута оценена нами не сложнее 2-3к.с.

Казинский каскад подходит под определение каскада порогов 4кс. Это следует из сложности порогов каскада и сложности берегов (ущелье, отсутствие троп).

Прохождение связки сливов «малыш и Карлсон» является препятствием 5С к.сл.

Порог «Аут» полностью пройден с выходным сливом. В данном виде это препятствие 5В к.сл.

Пройден водопадный каскад №2 без основного слива (обнос 10м), препятствие 5С к.сл.

Мы применили проводку катамаранов по каскаду ВДП №2, это значительно сократило время на обнос каскада. Участники получили новый опыт.

Поэтому маршрут по Пыже с обносом водопадных участков необходимо оценить в 4кс, хотя это и не классическая четверка. 

Впервые на катамаранах пройдены  водопадные сливы «Малыш и Карлсон», «Аут» выходной слив, «Мечта каякера», «Фантазия» — уровень препятствий 5В-5С к.сл.

Прохождение участков «дурных проток» также добавляет драйва.

Река Бия по большой воде очень мощна и приятна в прохождении, совершенно не утомляет. Маршрут проходился после Урсула-Катуни и оказался значительно динамичней и интересней.

Следующим группам есть шанс пройти пор. «Серебряный Ключ» и «Очко дьявола» — препятствия 6к.сл.

В течении 8 дней нами не было встречено ни одного человека, даже на пасеке. Поход очень хорошо укладывается в майские праздники.

Одним словом Пыжа — это спортивно.

Использованная литература

Отчеты по рекам.

Статья в журнале «Ветер странствий» №19 «Каменная река» (А.Янин).

Картографический материал

Обзорная карта наиболее сложного участка реки Пыжа, с указанием мест стоянок
Схема расположения препятствий