image_pdfimage_print

Отчет о водном (катамараны) туристском спортивном маршруте четвертой категории сложности по реке Ока (Восточные Саяны), совершенном с 1 по 18 августа 2022 г

1. Справочные сведения о маршруте.

1.1. Паспорт спортивного похода.

Проводящая организация – Клуб туристов «Азимут», г. Нижний Тагил, пр-кт. Космонавтов 36, тел. (3435)243210, http://azimutnt.ru, https://vk.com/azimutnt, e-mail: azimut-nt@yandex.ru.

Группа Свердловской области.

Район путешествия – Восточные Саяны (Российская Федерация).

Вид туризма – водный.

Категория сложности — четвертая.

Протяженность активной части маршрута — 274 км.

Сроки путешествия: 1-18 августа 2022 года, продолжительность — 18 дней, из них на активной части — 11 дней.

Нитка маршрута: гор. Слюдянка — пос. Орлик (авто) — сплав по реке Ока до пос. Верхнеокинский.

Уровень воды: средний — ниже среднего.

Маршрутная книжка № 49/22. Маршрут рассмотрен Свердловской областной туристско-спортивной МКК (166-00-565655551).

Место хранения отчета – РОО «ФСТ Свердловской области», ул. Шейнкмана 57, комн. 264, www.turist-club.ru, e-mail: clubmkk@list.ru, turist-club@list.ru.

1.2. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута:

вид препятствияназваниек.с.
1шивераВосторг водника (Жом-Болок)3
2порогТрех геологов3
3порогПронеси господи 1
4порогСкала Каландашвили
5порогОкинский
6порогБурятский
7порогПронеси господи 23
8порогАры-Бурье3
9порогХара-Гольский 13
10порогХара-Гольский 2
11порогМельница3
12порогЦентрифуга

Все препятствия струйного типа. Помимо именных порогов на реке Ока существует порядка полутора десятков шивер, порогов и локальных усложнений 3 кс.

В отчете приведена оценка уровня сложности препятствий для конкретных условий на момент прохождения, при других условиях она может существенно меняться. Все препятствия были пройдены штатными экипажами.

1.3. Состав группы.

Фамилия, имя, отчествоГРТуристский опыт (основной)Экипаж
1Осипенков Александр Николаевич1959Хайлома-Уда 4У(2021) Песчаная 3Р(2020)К4
2Перескоков Андрей Аркадьевич1967Ока 4У(2018) Снежная 5У(2011)К4
3Едигарьева Екатерина Борисовна1962Хайлома-Уда 4У(2021) Урсул-Катунь 4У(2019)К4
4Брызгалов Михаил Германович1966Песчаная 3У(2020)К4
5Безроднов Сергей Борисович1958Теберда-Аксаут-Белая-Б.Лаба 5У(2022) Лукина-Белая-Бухтарма 6Р(2017)К2
6Кондратьев Андрей Сергеевич1988Березяк-М.Инзер-Лемеза 2У(2022)К2

К4 — катамаран-четверка, производство: г. Екатеринбург, площадь Субботников 1, объем ~ 1,5 м3

К2 — катамаран-двойка «Стриж», производство: г. Тутаев, Ярославской обл., объем ~ 1,3 м3.

Слева — направо: Безроднов, Брызгалов, Едигарьева, Перескоков, Осипенков, Кондратьев

1.4. Общая схема маршрута.

2. Выбор маршрута, организация путешествия, страховка.

Поход на Оку был запланирован давно. Некоторым необходимо было подтянуть маршрутный опыт, некоторым вспомнить подзабытые туристские навыки, некоторым хотелось порыбачить и отдохнуть, совмещая отдых с прохождением порогов. Но при подготовке к маршруту столкнулись с лавиной отказов потенциальных участников. Практически все хотели идти в поход, но по различным причинам не смогли это сделать. В итоге группа сократилась наполовину.

Страховка. 5 человек из группы были застрахованы в компании «Югория», Кондратьев в компании «Энергогарант». Страховка по виду спорта «спортивный туризм».

3. График движения группы.

дниакт днидатаучастокспособ передвиж.кмЧХВТХВосновные препятствия
0-331.07-3.08Нижний Тагил — Екатеринбург — Слюдянкаж/д59.12
33.08Слюдянка — Орликавто3806.30
414.08стапель до зимовья Убыр-Тураг сплав 15 2.07 2.50
525.08до р. Жом-Болок занос К2 вверх по Жом-Болоку река Жом-Болоксплав пешком сплав25 1(х2) 1(х2)3.184.05«Восторг Водника» 3
2.00
636.08до ущелья Орха-Бомсплав374.137.15
747.08до пор. Скала Каландашвилисплав80.573.15«Трех геологов» 3, «Пронеси госпди1» 4А
858.082 км ниже пор. Бурятскийсплав50.413.20«Каландашвили» 4А, «Окинский» 4В, «Бурятский» 4В
969.08до урочища Барунсплав293.465.00«Пронеси господи2» 3, «Ары-Бурье» 3, «Хара-Гольский1» 3, «Хара-Гольский2» 4А
10710.08до р. Хойто-Окасплав182.063.45«Мельница» 3, «Центрифуга» 4В
11811.08дневка
12912.08до урочища Масляная горасплав647.009.05
131013.08до урочища Черный Поосплав526.258.15
141114.08до пос. Верхнеокинский антистапельсплав 21 2.05 2.05
1515.08Верхнеокинский — Зимаавто822.15
16-1816-18.08Екатеринбург — Нижний Тагилж/д50.01
итого по Оке:27432.3855.25 

ЧХВ – чистое ходовое время.

ТХВ — техническое ходовое время, включающее в себя общее время работы на реке (от стоянки до стоянки): сплав, остановки, разведку порогов, ремонт, установку страховки, обносы, проводки, обед и т.д.

Для машин указано общее время движения со всеми остановками – ремонт, заправка, обед и пр.

Расстояния активной части маршрута рассчитаны в GoogleEarth с округлением до 1 км.

Во время прохождения маршрута стояла неплохая погода. Ночью +5+100, днем +18+250. Только одна ночевка в устье Жом-Болока была холодная до +20С ночью. И холодно было вечером и утром там же. Порой шел небольшой дождь, продолжительностью в час-два.

4. Заброска, выброска.

Заброска на активную часть маршрута осуществляется из городов Иркутск и Слюдянка. До Иркутска можно добраться самолетом и поездом, до Слюдянки железной дорогой. Далее нанятым автотранспортом до поселка Орлик.

В настоящее время существует много перевозчиков, осуществляющих заброску на Оку и другие реки региона. Мы давно пользуемся услугами Сыренова Алексея, который нас ни разу не подводил: +79243984043, +79516247931. По последнему номеру можно связаться с ним по вацап. На этот раз все машины у него были заняты, и он перенаправил нас к Данцаранову Виталию, который самостоятельно официально предоставляет транспортные услуги. Сотрудничеством оказались довольны. Рекомендуем этого перевозчика. Стоимость стандартная для всех перевозчиков в этом году — 25000 рублей за микроавтобус.

Выброска с реки осуществляется от каменной отмели, которая расположена ниже по реке от ранее существовавшей точки выброски примерно на 500 метров. Берег в прежнем месте размыло паводком, там образовался обрыв. К каменной отмели пробили дорогу. Машину можно заказать заранее или договориться прямо на месте, в летний сезон сплавов водители дежурят на берегу. Стоимость поездки до Зимы 1300 рублей с человека. 

5. Аварийные выходы с маршрута. Регистрация в МЧС

От поселка Орлик до ущелья Орхо-Бом.

Выход в любой населенный пункт (Хара-Хужир, Саяны, Хужир) с дальнейшим возвращением в пос. Орлик, в самом поселке есть больница. До поселка Хужир почти на всем протяжении по берегам, на различном удалении от реки, идет автодорога. Кроме того медицинскую помощь можно получить в поселке Хужир и есть фельдшер в поселке Саяны.

Ущелье Орхо-Бом.

Дороги и тропы вдоль реки отсутствуют, выход через горы представляется очень проблематичным и займет много времени. Пешком реально выходить вверх по реке до пос. Хужир. На исправных судах с полным просмотром и страховкой всех препятствий вниз по реке до пос. Верхнеокинский. Если есть пострадавший, то только в качестве пассажира. Также можно рассчитывать на помощь других туристских групп или рыбаков в летний период.

От ущелья Орхо-Бом до пос. Верхнеокинский.

Выход только вниз по реке до пос. Верхнеокинский. Можно рассчитывать на помощь других туристских групп или рыбаков в летний период.

В августе месяце на реке много туристских групп. Нам повстречалось их 8-10. Маршруты собственно по Оке и Жом-Болок — Ока. Много рыбаков на моторных лодках начиная от порога Бурятский. Причем чем ближе к Верхнеокинскому, тем больше их на реке. Соответственно при возникновении нештатных ситуаций вполне можно надеяться на помощь рыбаков или туристов.

Группа прошла онлайн регистрацию в МЧС. О начале и окончании маршрута сообщила по телефону.

6. Техническое описание маршрута.

Сокращения в тексте: кс — категория сложности, ПП, ЛП – правый, левый поворот; ПБ — правый берег, ЛБ – левый берег, ЧХВ – чистое ходовое время; в скобках после названия препятствия – категория сложности для условий на момент прохождения. Препятствия ниже 3 кс не категорировали.

31.07-3.08.2022.

Нижний Тагил — Екатеринбург: электропоезд «Ласточка». Екатеринбург — Слюдянка: скорый поезд 070.

Небольшой микроавтобус «Истана» Виталием был подан к прибытию поезда в Слюдянку, по нашей просьбе заехали на Байкал на традиционное купание. В пути была одна длительная остановка — на обед в новом придорожном кафе и несколько коротких. На верхнем багажнике ехали только сумки с катамаранами, все остальное внутри. Весь путь от Байкала до поселка проделали очень быстро — за 6,5 часов. Остановились на большой поляне ПБ Оки за пос. Орлик в непосредственной видимости крайних домов поселка около 20.00. Неподалеку отдыхала компания людей. Несколько беспокоились за их поведение, но обошлось. К нам они не подходили.

Уровень воды определили как средний или немного ниже средней, что подтверждается данными сайта http://allrivers.info/

Во время маршрута резких колебаний уровня воды не наблюдалось. Данный уровень, судя по описаниям, и нашему мнению существенно разнообразил и несколько усложнил уровень большинства препятствий Оки, по сравнению с высокой водой, когда кроме валов в порогах ничего нет.

4.08.2022.

Собрали катамараны, пообедали и в 15.40 стартовали.

Примерно через 4,5 км сплава, сразу за левым притоком — рекой Тиссой первое препятствие на Оке — Тисские пороги. Три ступени. Первая длиной около 100 м, вторая и третья по 150 м. Между ступенями около 150 м. Представляют собой шиверы 2 кс с валами до 0,5-0,7 м. Самое интересное место 3 кс в конце 2 ступени — сужение реки до 20 м и серия валов, высотой в метр.

Далее Ока бежит достаточно весело, плесы редкие. С завидной регулярностью встречаются шиверы 2 кс. Такой характер Ока сохраняет вплоть до ущелья Орха-Бом.

На ночевку встали на ЛБ почти напротив зимовья Убыр-Тураг (как и было запланировано) в 18.30. Дрова (плавник) в огромном количестве прямо под ногами.

5.08.2022.

Вышли в 11.15, причалили в устье Жомболока в 15.20. Характер реки прежний — приличное течение, редкие плесы и периодически шиверы 2 кс.

На ПБ Жом-Болока огромная поляна, поросшая деревьями. Места хватит на десяток групп. Стояла одна — рыбаки из Зимы на небольшом катамаране-четверке. Так получилось, что наши графики движения по реке в дальнейшем долго совпадали.

Два раза занесли наш катамаран-двойку вверх по Жом-Болоку. Пары Кондратьев — Брызгалов и Перескоков — Едигарьева сплавились по шивере «Восторг водника» 3 кс (фото 1).

Вечер, ночь и утро — самые холодные за время всего маршрута, под утро температура была явно не выше 2-30С. Очень неожиданно, но есть связь МТС на месте стоянки.

6.08.2022.

До самого ущелья Орха-Бома на реке всё тоже самое, что и в предыдущие дни.

Вскоре после выхода остановились на водопаде. Примерно через полтора часа ЧХВ на ЛБ достаточно большой поселок Хужир. Есть медпункт. Пока готовился обед, три человека прогулялись по магазинам (их три или четыре), ассортимент товаров скудный.

Вход в ущелье достаточно хорошо выражен (фото 2).

В 18.30 зачалились перед самым ущельем. Справа, перед скалой протока, в нашу воду больше похожая на залив. Поднялись по ней метров 40-50 вверх, и на берегу разбили лагерь. Стоянка не супер хорошая, но и не самая плохая. Наверное, можно было зайти в ущелье, недалеко от входа по ПБ есть стоянки.

Фото 1. Жомболок. Шивера «Восторг водника». Брызгалов — Кондратьев.
Фото 2. Вход в ущелье Орха-Бом. К4.
 

7.08.2022.

 Уже перед ущельем долина реки начинает постепенно сужаться. После входа ширина Оки становится существенно меньше, река течет компактно, скорость потока увеличивается. До первого именного препятствия немногим более 5 км.

Перед порогом слева впадает приток Халбая-Хара-Гол. Устье притока образовано обширным каменным выносом так, что приток виден хорошо. После притока на берегу вытянутая полка, на ней угадываются стоянки. С реки внятно стоянки не просматриваются. От входа в ущелье до порога около 30 минут ЧТВ.

Порог «Трех геологов» (3). Длина 70-80 м. Примерно через 400-500 м от левого притока Халбая-Хара-Гол. Препятствие расположено в правой протоке острова, левая непроходима. Порог представляет собой короткую горку, на выходе сбой струй и вал под полтора метра.

После короткого осмотра командирами катамаранов прошли порог тандемом. До следующего препятствия около 20 минут или около 2,5 км сплава. На этом участке три шиверы с валами до метра, в последней ближе к концу несколько неприятных жестких валов в 1,5 м высотой.

Порог «Пронеси Господи 1» (4А). Примерно 150-170 м. Перед порогом плавный ПП, на ПБ среднеглыбистая отмель, на окончании ПП начинается порог. Вдоль ЛБ в пороге тоже отмель. Сужение реки. Прямая с приличным падением и высокими валами. 2-3 бочки, одна приличная в середине порога ближе к ПБ.

Разведку провели по ПБ, не напрягаясь можно пройти до середины препятствия, но и отсюда порог виден весь. Возможно стоит провести разведку и съемку по ЛБ. Там перед самым ПП есть небольшой залив и песчаный пляжик. Один участник обошел невысокий скальный бом и выставил морковку в конце порога.

К2 прошел первым (фото 3), зачалился к ЛБ сразу за порогом. Затем К4, оба катамарана без проблем. Большая ширина реки за порогом не позволяет перекрыть морковками всю ширину, а основная струя выходит под ПБ, поэтому (производя видеосъемку) экипаж двойки от катамарана не отходил, страхуя К4 с воды.

Фото 3. Порог «Прости господи 1». К2.

По ЛБ вдоль реки полка, поросшая деревьями, множество удобных мест для стоянки. В одном (или нескольких местах) есть стол и лавочки. Яркое солнце, по-настоящему летний день. Много плавника. Здесь и остановились на ночлег согласно графику. Группа очень мобильная, при работе на реке не позволяет себе расслаблений, поэтому всё делается быстро и качественно. За счет этого общее время работы на реке существенно сокращается.

8.08.2022.

За порогом «Пронеси Господи 1» прямая около 300-400 м длиной. По ЛБ высокая скала и ПП. На повороте начинается следующее препятствие. От стоянки перечалились на ПБ поближе к началу порога, произвели осмотр.

Порог «Скала Каландашвили» (4А). ~150 м. Начинается на ПП. ЛБ — скальная стенка. Осмотр по ПБ. В нашу воду чистый проход только под ЛБ. Под правым — россыпь надводных камней. Можно просочиться и там с многочисленными посадками на камни. Левый вариант начинается как простая шивера, к середине валы сильно возрастают, есть пара приличных бочек. Если идти по основной струе будет ощутимо прижимать к ЛБ, но ширина прохода в 12-15 метров позволяет идти далеко от скалы. Страховка морковками за порогом невозможна из-за большой ширины реки, просто не хватит длины, т.к. струя идет у противоположного берега. При необходимости береговую страховку нужно ставить существенно ниже порога.

Первым порог прошел К2 по основной струе близко к ЛБ, уходя от прижима (фото 4). Затем К4 на значительном расстоянии от скалы ЛБ (фото 5) с подстраховкой экипажем двойки, который вел съемку рядом с катамараном, готовый в любой момент прыгнуть на кат и оказать помощь.

Тактика прохождения препятствий обусловлена тем, что Безроднов имеет большой опыт руководства маршрутами 6 кс, а Кондратьев — серьезный соревновательный опыт на дистанции до 4 класса включительно. Экипаж сработался очень быстро.

Фото 4. Порог «Скала Каландашвили». К2
Фото 5. Порог «Скала Каландашвили». К4.

До следующего препятствия менее километра. Ориентир самого сложного порога Оки — скала «Парус», высотой около 30 м на ЛБ (фото 6). За ней крутой длинный ЛП. Сразу по окончании поворота начинается порог Окинский. Чалка для осмотра на повороте на ПБ. Можно подкрасться близко к началу порога — течение незначительное.

Порог «Окинский» (4В). Около 250 м. Разведка по среднеглыбистой косе ПБ. Страховка ниже порога в том месте, где струя перемещается ближе к берегу. Представляет собой непрерывный каскад валов до 2 метров высотой, есть неприятные косые валы. Бочек не видели, возможно есть, но не на основной траектории. В среднюю и ниже воду — не очень широкий коридор меж скалой ЛБ и косой правого, который не оставляет выбора в траектории прохождения. Оптимальный — по струе, пробивая валы на скорости. В более высокую воду коридор значительно шире.

Быстро просмотрели порог. Выставили один спасконец за порогом. Проходили попеременно, вначале К2 (фото 7), затем К4 (фото 8). Прохождение по центру прошло без ошибок и проблем. Подстраховали рыбаков из Зимы по их просьбе. Они идут на небольшом туристском катамаране без коленной посадки. Каждую ночь ночуем недалеко друг от друга, часто пересекаемся на реке. Они прошли порог, максимально прижимаясь к ПБ, по возможности стараясь не рисковать.

Параллельно с нами порог проходила коммерческая группа.

Фото 6. Ориентир порога Окинский
Фото 7. Порог Окинский К2
Фото 8. Порог Окинский К4

Порог «Бурятский» (4В). Через 200 м от окончания «Окинского». Начинается на местном ПП, длина ~200 м. Неширокий поток огибает по дуге обширную средневалунную отмель ЛБ. Первая часть — разгонная горка с невысокими валами. Основная часть — на ЛП и дальнейшей прямой. Валы увеличиваются, две мощные бочки: в начале основной части и вторая ближе к заключительной части. В конце порога самые высокие валы — до 2 м. Осмотр по отмели ЛБ. Разведка возможна и до середины порога с ПБ, препятствие видно всё. Береговая страховка только с ЛБ. На ПБ в заключительной части и за порогом вертикальная скальная стенка, наверное, страховку где-то можно организовать, но это явно будет не быстрым делом, не рассматривали такой вариант. Под самым ЛБ можно просочиться мимо основной части порога.

Причалили на ЛБ к отмели, осмотрели порог, выставили одну морковку за препятствием, прошли попеременно. Преднамеренно выбрав линию движения по бочкам. К2 чувствительно притормозило в первой бочке (фото 9), вторую прошли краем. К4 первую бочку прошел почти не заметив, во второй его затормозило (фото 10) и развернуло, выправились. Подстраховали катамаран рыбаков, они шли слева, обходя бочку и валы. Задержались за порогом — рыбачили.

Фото 9. Порог «Бурятский». К2 в первой бочке
Фото 10. Порог «Бурятский» К4 во второй бочке

Через 300-400 м на ЛБ берегу большая стоянка. Несколько оборудованных мест и что-то типа разбросанного по берегу музея. В начале стоянки уже стоит коммерческая группа. Побродили, посмотрели на поделки и попробовали выбрать место для ночевки. Место неплохое, но не остались, решили идти дальше. Мы уже привыкли, что плавник лежит рядом, а здесь придется самим заготавливать дрова.

Остановились на ночлег примерно через 1,5 км на ЛБ. Где-то здесь по плану и должны были ночевать. Горы плавника. На другом берегу стоят наши почти постоянные спутники — рыбаки из Зимы. Расположились. Вскоре выяснилось, что впереди в 150 метрах есть оборудованная стоянка. Никуда не стали перебираться, и здесь неплохо.

9.08.2022.

Очередное препятствие примерно в 4 км от стоянки-музея или в 4,5 км от Бурятского. Река делает крутой растянутый ЛП. На его окончании расположен:

Порог «Пронеси господи 2» (3). Около 100 м. Главными ориентирами порога являются крутой ЛП и приток Улуг-Шинэтэ, впадающий по крутой каменной осыпи ПБ. За ним в невысоком скальном сужении расположено препятствие — горка с валами в основном до 1,5 метров. Отдельны валы высотой более 1 м. На схемах, взятых из отчета Шумакова, приток нарисован после порога, на самом деле он расположен до порога и так и обозначен на генштабовских картах.

От «Пронеси господи 2» до порога «Ары-Бурье» менее 2,5 км. На этом участке есть добротная

Шивера (3). Длина около 150 м. Валы до 1,5 м.

Порог «Ары-Бурье» (3). Начинается и продолжается 300-400 метров на затяжном ПП. В первой половине порога впадает левый приток Ары. Представляет собой шиверу с валами более метра. Отдельные слабые бочки. Мы притормозили в начале препятствия, немного пробежались. Хотели поснимать на видео прохождение одного из катамаранов, но снимать оказалось практически нечего. Препятствие как бы размазано по большой длине и абсолютно не впечатляет. Прошли тандемом.

На дальнейшем участке до левого притока Хара-Гол хочется отметить

Шивера (3).  Около 150 м. Расположена в правой протоке острова, левая в нашу воду не идется. Длинная цепочка валов более метра. Пытались привязаться к схеме. Видимо это препятствие 60.

В районе 64-66 препятствий расположены:

Пороги (3). 2 шт. Короткие, метров по 40-50. Практически идентичные — слив до 1,5 м, приличная бочка, навал на выступающие береговые камни, несколько валов до 1,5 м. Но только если идти по основной струе. В ином случае их можно и не заметить.

Как получилось, что 6 пар глаз не заметили левый приток Хара-Гол (у которого планировали ночевать), непонятно. Поняли, что мимо него проскочили, только оказавшись в пороге.

Порог «Хара-Гольский 1» (3). 100 м, может быть чуть более. Начинается от устья Хара-Гол. Валы до 1,5 м, несколько бочек (фото 11). Осмотр по ЛБ. Шли походным порядком. Двойка после прохождения успела заснять на видео К4. Видеокамера водонепроницаемая, поэтому размещена в кармане спасжилета, упаковки не требует и достается быстро. Забегая вперед, таким же образом заснято прохождение следующего порога.

Фото 11. Порог «Хара-Гольский 1». К4.

Между порогами 100-150 метров шиверы с небольшими валами.

Порог «Хара-Гольский 2» (4А). По ощущениям тоже около 100 или чуть более метров. Валы выше — до 2 метров и жесткие (фото 12). Несколько бочек. На выходе по ПБ скальный бом. Разведка по ЛБ.

Фото 12. Порог «Хара-Гольский 2». Окончание препятствия. К4.

За порогом подчалили к берегу. Посовещались. Раз уж не судьба нам ночевать у Хара-Гола, то решили еще пройти сегодня с десяток километров.

На дальнейшем участке есть

Шивера (3). Около 200 м. Поток огибает то ли остров, то ли большой каменный левый береговой выступ. Сложность по нарастающей — самые высокие и мощный валы в конце.

Далее периодически в шиверах встречаются короткие усложнения до 3 кс, в основном это высокие валы, встречаются и бочки. В общем, не совсем скучный сплав.

На реке постоянно встречаются оборудованные стоянки. Большинство из них с воды не видно. Однако остановившись размять ноги и сбегать в лес, обнаружили одну из них, вокруг брусничник. Посмотрели и решили еще пройти по реке. В конце — концов, явно начало громыхать в отдалении и наползать темные тучи. Уже не особо привередничая, остановились на первом приглянувшемся месте на ЛБ. Судя по карте, в начале урочища Барун, не много не доходя до правого притока Улэмэрта. Быстро поставили палатки и натянули тент. Но дождь по-настоящему так и не пошел, недолго поморосило, хотя громыхало знатно, видно гроза нас зацепила только краем.

10.08.2022.

До крупного правого притока Тэргэте дошли за 18 минут. За притоком увязывается группа из нескольких городов центральной России. От притока до очередного препятствия чуть более километра.

Порог «Мельница» (3). На незначительном ЛП сужение — справа галечный остров, слева галечная коса. Осмотр в нашу воду удобней слава. Представляет собой горку длиной 150 метров с валами больше (фото 13). В нашу воду не представляет сложности, очень слабая троечка.

К4 притормозил, двойка прошла порог и сняла видео прохождения четверки.

До следующего препятствия 1.15 ЧХВ. Можно и быстрее, если грести. На участке есть 3-4 шиверы 3 кс с валами до 1,5 метров. Встретились две лодки рыбаков.

Фото 13. Порог «Мельница». Общий вид. К4 в пороге.

Порог «Центрифуга» (4В). 100-120 м. Основной ориентир — каменный остров. Левая протока маловодна, порог находится в правой. Осмотр и страховка с острова, ПБ — скала. Порог напоминает «Бурятский», простая разгонная шивера с небольшими валами, ЛП, двухметровые валы в конце, но только одна бочка, в начале порога. И мощности чуть меньше.

Когда причалил на остров К4, порог был уже осмотрен экипажем двойки и поставлен спасконец. Скакать по камням довольно далеко, поэтому просто рассказали по рации экипажу четверки про структуру порога и озвучили рекомендации по прохождению. Прошла четверка (фото 14), сменила двойку на страховке и съемке, прошла двойка (фото 15). Прохождение без проблем и ошибок. Пока двое из нашей команды группы рыбачили, страховали с воды двойкой передовые катамараны сборной команды центра России.

Фото 14. Порог «Центрифуга». Валы на выходе. К4.
Фото 15. Порог «Центрифуга». К2 в бочке

Закончили сплав на стрелке рек Хойто-Ока и Ока, причалив буквально в 10-15 метрах выше впадения Хойто-Ока. В этом месте есть небольшой залив. У ЛБ несильная струя. На остальной ширине бурная горка — шивера с хорошим течением. Не зная о стоянке на ЛБ, очень легко промахнуться и уйти дальше. Что и произошло далее с тремя или четырьмя большими группами.

По просьбе некоторых участников группы, которые были на Оке раньше, дневка была перенесена на это место, именуемое Трёхочье (чуть далее в Оку впадает еще Урдо-Ока). Чуть в глубине берега хорошие оборудованные стоянки, место хватит на несколько групп.

11.08.2022.

Дневка, баня. Несколько раз принимался мелкий нудный дождь, но тепло. Во время дневки вверх по Хойто-Оке прошли две лодки рыбаков.

12.08.2022.

Трёхочье считается окончанием ущелья Орха-Бом. Далее — трехдневный длительный прогон до поселка Верхнеокинский, который является точкой окончания маршрута. Общее решение группы —  максимально отработать два дня, чтобы на последний день сплава оставить минимальный километраж.

На протяжении 20 км от Трёхочья еще встречаются короткие (40-60 м) локальные усложнения 3 кс, выраженные высокими валами и бочками, как правило, на поворотах реки (фото 16). Весь дальнейший сплав до поселка 1 кс с периодическими шиверами 2 кс, река до самого последнего метра сплава хорошо бежит, плесов мало. На второй день появляются перекаты, чем ближе к Верхнеокинскому, тем их больше.

Вышли в 10.10. Внятных и однозначно трактуемых притоков мало, многие маловодные или совсем без воды, очень плохо видимые или совсем не читаемые. Ориентироваться трудно, приходится в основном это делать по изгибам русла. Видели приток Большой Майган, где по плану должны были ночевать, но решили идти дальше.

Остановились на большущем острове в районе урочища Масляная гора в 19.15. Общее время на реке 9.05, останавливались мало, львиная доля времени остановок приходится на обед. ЧХВ очень большое — ровно 7 часов. В 23 часа по палаткам всех разогнала гроза.

Фото 15. Очередная «плюшка» в 15 км от Трехочья. К4

13.08.2022.

Вышли в 9.50, встали на стоянку в 18.05. ЧХВ 6.25. Много моторных лодок, с каждым километром их все больше. Иногда на берегу (как и в предыдущий день) видны добротные рыбацкие избушки. Встали на ЛБ, в месте стоянки костровище, напиленные под сиденье чурки, от берега вглубь уходит лесная дорога, на ПБ по карте урочище Черный Поо.

Итого за 2 дня прошли 116 км, на завтра осталось чуть более 20 км.

14.08.2022.

Вышли в 9.45 и финишировали через 2.05. В итоге по нашей воде на трехдневный выход с маршрута понадобилось 15.30 ЧХВ. Хорошая скорость сегодня обусловлена тем, что постоянно гребли, но и Ока на финишном отрезке приятно удивляет хорошим течением. В протоках шли правым вариантом — протокой Антайка. По сравнению с полной Окой, протока кажется узкой. Поселков Левый и Правый Сарам не видели. Перед финишем, на ЛБ обнаружился мужчина на высоком крутом берегу. Как полагаем, это бывшее место финиша, которое претерпело серьезные изменения во время паводка. Сейчас в этом месте заканчивать маршрут крайне неудобно — крутой обрыв. Но водители видно там дежурят. Спросили, далеко ли до финиша, он прокричал, что совсем рядом. Примерно через 500 метров большая галечная коса на ЛБ (фото 16).

Фото 16. Галечная коса на финише маршрута

Особых примет косы нет. Там лежит деревянная, не используемая лодка, возможно как ориентир для туристов. В более высокую воду коса будет частично затоплена. Судя по карте и спутнику, впереди будет небольшая протока, уходящая влево. Это будет означать, что место финиша вы уже проскочили.

На берегу люди. Подчалили, спросили. Подтвердилось, это место финиша. Сюда пробили дорогу от Верхнеокинского. Через десяток минут подъехал на мотоцикле мужчина, которого видели ранее на берегу, оказалось это водитель. Договорились на завтра о выброске нашей группы до Зимы. Стоимость 1300 рублей с человека.

В начале косы у леса стоит столик и лавочки, костровище со стойками. С воды их видно только когда проходишь мимо, до того стоянку скрывают кусты, тянущиеся до самой воды. Рядом дорога, уходящая вглубь берега, плохо заметная с воды. Ярко светит солнце, жарко. Быстро разобрали катамараны, просушили их и снаряжение. Оказалось, сделали все вовремя. Около 16 часов небо начало затягивать, загремел гром. Чуть позднее пошел небольшой дождь, с перерывами продолжающийся до позднего вечера. Успели убрать просушенное под тент и начали не спеша паковаться. До поселка совсем недалеко, есть магазины. Наша делегация из четырех человек оставила несколько сот рублей в них.

Целый вечер и всю ночь приезжают, сгружают моторные лодки, собираются, уплывают на рыбалку местные жители и приезжие из близлежащих районов. Поляна практически не пустует. Немного остерегались, но нас практически не беспокоили. Два-три раза подходили просто побеседовать.

15-18.08.2022.

В 12 часов погрузились и выехали на небольшом микроавтобусе до Зимы. Время в пути 2.15 с двумя короткими остановками — в поселке купить воды на дорогу и через час в лесу перекурить.

В Зиме на ж/д вокзале сдали в багажное отделение катамараны и рамы. Через Авито нашли и наняли однокомнатную квартиру в 500 метрах от вокзала до часу ночи (1300 рублей). В квартире есть душкабина, телевизор, микроволновка и т.п. Расположились. Сходили, поискали баню. Шли по навигатору, но ее на месте не оказалось. После расспросов у местных (крайне не рекомендовали посещать ее) нашли. Нам оказались не рады, это во-первых. Во-вторых, баня выглядит как притон, и желания посетить ее не возникло. Помылись в душкабине на снятой квартире. Посетили магазины, закупили продукты в поезд.

В 3 часа ночи загрузились в поезд. Через 50 часов в 2.39 прибыли в Екатеринбург и через час выехали на Ласточке в Нижний Тагил.

7. Итоги, выводы, рекомендации.

1. Маршрут уверенно пройден в условиях средней — ниже средней воды. Все пороги пройдены штатными экипажами без больших ошибок и погрешностей.

2. Подъезд и отъезд простой, колесами в воду. Подъезд желателен по предварительной договоренности. Перевозчиков много. В точке отъезда в сезон сплавов дежурят водители, возможен и предварительный заказ машины.

3. Все препятствия Оки струйного типа. Основные элементы — валы и не очень многочисленные бочки.

4. Подавляющее большинство препятствий можно обойти или пройти легким вариантом по краю препятствий.

5. В среднюю и ниже воду не всегда видны притоки, видимо воды маловато. Необходимо умение ориентироваться по изгибам русла, скалам по берегам и т.п.

6. Группа была очень мобильной. Поэтому общее время дневных переходов не очень большое. Препятствия обрабатывались без затяжек, все быстро и четко выполняли свои обязанности.

7. Береговая страховка препятствий не везде возможна из-за большой ширины реки. При постановке спасконцов необходимо также учитывать расположение и характер основной струи, чтобы хватало длины морковки.

8. Река подходит для первой четверки. Хорошие подъезд и выезд. Возможность осмотра всех препятствий. Несколько затрудненной может быть страховка спасконцами отдельных препятствий из-за ширины реки.

9. Полная автономность маршрута предъявляет определенные требования к комплектованию медицинской аптечки и ремнабора. Но при острой необходимости можно рассчитывать на помощь многочисленных групп туристов и рыбаков.

10. Описание препятствий в отчете, а также их сложность даны для конкретных условий на момент прохождения.

11. На реке хорошая рыбалка, есть грибы, ягоды.

12. С дровами проблем нет. Возможно, небольшие будут, если останавливаться на общепринятых оборудованных стоянках. Много плавника.

13. Воду брали в основном из реки. Чистая.

8. Приложения.

8.1. Смета расходов на одного человека.

статья расходовна человека
страховка175
э/поезд Ласточка Нижний Тагил — Екатеринбур с багажом349
пассажирский поезд: Екатеринбург — Слюдянка7305
микроавтобус Слюдянка — Орлик4167
питание на маршруте3966
микроавтобус Вехнеокинский — Зима1300
пассажирский поезд: Зима – Екатеринбург6582
оплата багажа на ж/д в обе стороны615
э/поезд Ласточка Екатеринбур — Нижний Тагил с багажом349
аренда катамарана842
медицинская аптечка и ремнабор974
прочее442

Итого:             27066 рублей

8.2. Весовые характеристики груза, взятого на маршрут.

Продукты питания – 54 кг,

Групповое снаряжение – 96 кг,

Личное снаряжение – 84 кг.

     Итого: 234 кг. Нагрузка на мужчину – 42 кг, на женщину – 24 кг.

9. Литература.

1. Отчет о водном туристском спортивном походе четвертой категории сложности (катамараны) по реке Ока Саянская. Руководитель Гук НИ. Нижний Тагил 2013.

2. Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута четвертой категории сложности по реке Ока Саянская. Руководитель Аверина Е.А. Челябинск 2021.

3. Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Ока Саянская. Руководитель Шумаков Н.Н. Железногорск 2021.

10. Картографический материал.

Карты — каждая сторона сетки соответствует 2 км.

Схемы ущелья Орха-Бом взяты из отчета Шумакова.