Отчет о водном (катамараны) туристском спортивном походе второй категории сложности

   по реке Алтая Бия, Телецкое озеро, Чулышманские грибы, водопад Учар

совершенном с 11 августа по 24 августа 2017 года.

Под руководством Величкова В.И.

Паспорт спортивного похода

Группа – сборная Свердловской области.

Проводящая организация – Клуб туристов «Азимут», г. Нижний Тагил, пр. Космонавтов 36, телефон (3435)243210, http://azimutnt.ru, e-mail: azimut-nt@yandex.ru.

Район путешествия – Алтай (Российская Федерация).

Вид туризма – водный.

Категория сложности — вторая.

Протяженность активной части маршрута – 123 км,

из них: сплав – Бия 104 км; пешком – 19 км (Грибы, вдп. Учар).

Сроки путешествия: 11 августа – 24 августа  2017 года.

Продолжительность путешествия – 14 дней, из них на активной части – 7 дней.

Нитка маршрута: Нижний Тагил – Барнаул (поезд) – переезд на оз. Телецкое п. Ардыбаш (микроавтобус) – Катер через Телецкое озеро-автомашины УАЗ до устья р. Чульча – Чулышманские грибы пешком 5км-вдп. Учар 14 км (пешком) — УАЗ до Телецкого озера-катер через озеро — р.Бия (Сплав 104 км) — переезд до Барнаула (микроавтобус) – Нижний Тагил (поезд).

Уровень воды: Бия–  средний, после 50км выше среднего.;

Маршрутная книжка №29/17. Маршрут рассмотрен Городской туристско-спортивной МКК ТСС Свердловская обл. (166-05-33332000).

Место хранения отчета – Клуб туристов «Азимут», г. Нижний Тагил, пр. Космонавтов 36, телефон (3435)243210, http://azimutnt.ru, e-mail: azimut-nt@yandex.ru.

Состав группы

Стоят: Осипенков Александр, Романов Павел, Корнев Игорь, Городилов Владимир, Попов Олег, Волкова Галина, Рязанова Ульяна, Сутормин Юрий, Вознюк Наталья, Вознюк Надежда,  Малахов Данил, Тарасова Ольга, Малахов Алексей, Макаренко Юлия, Малахова Ирина, Дмитриева Марина, Зуев Николай,  Романов Андрей.
Сидят: Шмитс Ольга, Саловничий Андрей, Прощенко Александр, Макаренко Артем, Величков Виктор, Борисов Григорий, Борисова Яна. Гочаренко Ирина снимает.
№ п/п  Фамилия, имя, отчествоГод рожденияТуристическая подготовка*  Обязанности в группе, распред. по средствам сплава и др.
1Величков Виктор Иванович1957Алтай р.Белая 5ксР(2016)руководитель К4-1 кап.
2Осипенков Александр Николаевич1959Саяны Китой 5ксУК4-4 кап фото
3Тарасова Ольга Савельевна1958Ср. Урал Нейва 1ксУК4-4 завхоз
4Корнев Игорь Георгиевич1958Забайкалье р.Снежная 4ксУК2-2 матрос
5Сутормин Юрий Васильевич1960Саяны р. Ока 4ксРК4-2 кап завснар
6Садовничий Андрей Станиславович1961Забайкалье р.Снежная 4ксУК4-2матрос
7Прощенко Александр Вячеславович1959Забайкалье р.Снежная 4ксУК4-2матрос
8Макаренко Юлия Викторовна1977Ср. Урал Нейва 1ксУК4-2матрос.
9Макаренко Артем Евгеньевич2009пвдК4-2 матрос
10Борисова Яна Александровна1980Ср. Урал Нейва 1ксУК4-1 матрос медик
11Борисов Григорий Николаевич2006пвдК4-1матрос
12Вознюк Надежда Владимировна1995Ср. Урал Нейва 1ксУК4-3 матрос
13Рязанова Ульяна Сергеевна1995Ср. Урал Нейва 1ксУК4-3 матрос
14Вознюк Наталья Владимировна1998Ср. Урал Нейва 1ксУК4-3 матрос
15Малахова Ирина Владимировна1975Урал Нейва 1ксУК4-4 матрос
16Малахов Алексей Максимович1995Ср. Урал Нейва 1ксУК4-4 матрос
17Малахов Данил Максимович2000Ср. Урал Нейва 1ксУК4-4 матрос
18Зуев Николай Владимирович1984Ср. Урал Нейва 1ксУК4-5матрос
19Попов Олег Андреевич1948Ср. Урал Койва 1ксУК4-1матрос
20Волкова Галина Николаевна1962Ср. Урал Койва 1ксУК4-1матрос
21Шмитс Ольга Борисовна1966Ср. Урал Койва 1ксУК4-5матрос
22Дмитриева Марина Валерьевна1976Ср. Урал Койва 1ксУК4-5матрос
23Гончаренко Ирина Николаевна1962Ср. Урал Койва 1ксУК4-5матрос
24Городилов Владимир Николаевич1956Ср. Урал Койва 1ксУК4-5матрос
25Романов Павел Андреевич1996Ср. Урал Койва 1ксУК4-3 матрос
26Романов Андрей Николаевич1968Ср. Урал Койва 1ксУК4-3 матрос

К4 катамаран-четверка «Басег-4» Производство: Пермь, длина 5,0 м ширина 2 м, объем 1,6 м3.

Рамы металлические. 5 шт.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствияКатегорияДлина препятствияХарактеристика препятствия

Порог «Юрток»2300 мСредние валы
Порог «Кобыровский»2500-600 мСредние валы
Порог «Пыжинский»2700 мСредние валы
Порог «Щеки»2200 мВалы, прижим
Порог «Косой»2200 мСредние валы
Порог «Кебезенский»2300 мСредние валы
Порог «Сарыкокшинский»23 ступени общая протяженность 1,5 кмСредние валы
Шивера возле Верх-Бийска2700 мСредние валы

Выбор маршрута и организация путешествия.

Алтай наиболее близкий район к Уралу, позволяющий совершать походы любой категории сложности. Путешествия  достаточно дешевы, а также экономится время на поход. Хотелось осмотреть Чулышманские грибы, водопад Учар, Телецкое озеро. Добавить к опыту прохождения уральских рек, алтайский маршрут.

График движения группы

ДатыДни путиУчастки маршрутаКмСпособы передвижения
11.08-13.08.17г. Н-Тагил-Барнаул2100Ж.д.
13-08.17г. Барнаул-Ардыбаш470авто
14.08.17г.1Ардыбаш-Кырсай-т/б Учар-Грибы75  
60
5
катер                                                        авто
пешком
15.08.17г.2т/б Учар-вдп.Учар- т/б Учар14пешком
16.08.17.3т/б Учар-Кырсай-оз.Телецкое — Ардыбаш60                  75авто                 
катер
17.08.17г.4Ардыбаш сборка к-нов- 1,5км не доходя п.Кебезень23сплав
18.08.17г.5М.н.-7 км ниже автомоста40сплав
19.08.17г.6М.н.-3км не доходя п Турочак22сплав
20.08.17г.7дневкаволейбол
21.08.17г.8М.н.- Иконостас19сплав
22-24.08.17г.9-10-11Иконостас-Барнаул-Н-Тагил Авто ж/д

ТХВ-техническое ходовое время, включающее в себя общее время работы на реке: сплав, остановки, разведку порогов, ремонт, обносы, проводки, обед и т.д.

Для машин указано общее время движения со всеми остановками – еда, ремонт, заправка и т.д.

Все расстояния активной части маршрута приведены по показаниям GPS-навигатора, с округлением до 0,5 км. М.н.-место ночевки.

Погода. В первый и второй день было тепло +25, далее периодически шли дожди +17-20.

Краткое описание рек

Река Бия вытекает из озера Телецкого, проход под автомобильныи мостом считается началом реки. На реке 8 порогов 2кс, представляют из себя валы от 0,5м до 1,5м в большую воду. По ПБ идет автомобильная дорога, порядка 10 поселков и деревень.

Река хороша для перехода с уральских рек на алтайские. Есть красивые скальные выходы, умелые рыбаки могут поймать рыбу. Река сочетает спортивные моменты с отдыхом.

Аварийные выходы с маршрута

От т/б Учар до Телецкого озера по левому берегу вдоль реки Чулышман проходит автомобильная дорога. Летом движение регулярное, весной машины ходят редко.

На реке Бия по ПБ идет хорошая дорога, есть поселки.

Регистрация в МЧС

В случае планирования прохождения туристских маршрутов,  необходимо зарегистрироваться в поисково-спасательном подразделении МЧС России по адресу: 649000 г, Горно-Алтайск, ул. Алтайская  26 кв. 2, тел. (388-22) 2-29-14, факс 4-17-97 или Главном управлении МЧС России по Республике Алтай по адресу: 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева 13, тел (388-22) 2-37-58, 2-37-64, факс 2-76-05, абонентам МТС по телефону 112 (звонок бесплатный).

Информацию о регистрации также можно направлять электронной почтой через Главное управление МЧС России по Республике Алтай на адрес: mchs_ra@mail.ru (с пометкой для Алтайского РПСП МЧС России), заверенные подписью руководителя группы или выпускающей организации, а также подтвердить данную информацию перед непосредственной отправкой группы на маршрут в подразделении.

Для регистрации указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, возраст и квалификацию руководителя группы и его заместителя, телефон, адрес места жительства;
  • фамилии, имена, отчества, возраст, адрес места жительства участников группы;
  • наименование, адрес, телефон выпускающей туристической организации;
  • дата начала и окончания маршрута (мероприятия);
  • маршрут движения с указанием контрольных пунктов (начального, промежуточных и конечного) и предполагаемое время их прохождения;
  • маршрут преждевременного (аварийного) выхода;
  • порядок связи с группой на маршруте;
  • сведения о страховании участников группы на случай проведения медико-транспортировочных работ (наименование и контактные телефоны страховой компании, номера страховых полисов, сроки страховки).

После выхода группы с маршрута, но не позднее заявленного срока окончания мероприятия, необходимо уведомить спасателей об окончании похода по телефону или прибыв непосредственно в подразделение.

Регистрация и консультация туристов по вопросам безопасного прохождения маршрутов и метеоусловиях в районе прохождения маршрутов спасателями проводится бесплатно.

Мы по электронной почте выслали требуемые данные за 7 дней до похода, затем по телефону из машины сообщили о старте и финише группы.

Сообщив в МКК о старте группы, попросили добавить к маршруту возможный радиальный выход на водопад Учар. В последний момент некоторые члены группы воспылали желанием совершить пешую прогулку.

Подъезд, переезд и отъезд

Из Нижнего Тагила в Екатеринбург добирались электропоездом, обратно автобусом.

До Барнаула ехали поездом 096 Москва – Барнаул, билеты приобретали за 60 дней до отправления. Обратные билеты на поезд 095 Барнаул – Москва брали индивидуальные за 60 суток до отъезда.

В настоящее время на реки Алтая самой логичной является прямая заброска одной машиной, либо с пересадкой на полноприводную технику, где это требуется. Существует множество фирм, осуществляющих перевозки. Хорошая картотека автоперевозчиков есть на сайте клуба «Альтаир-Алтай».

Наша группа давно пользуется услугами ИП Козицин Сергей (8-903-948-8639, ksp727.mail.ru). За многие годы он не подвел ни разу, четко выполняя все договоренности. При необходимости может организовать комплексную заброску (микроавтобус + полноприводная машина, либо микроавтобус + лошади). Оплата возможна по безналичному расчету. Заранее платится аванс на обратную дорогу, сумма по договоренности.

В настоящее время у Сергея микроавтобус «Fiat Ducato» на 14 мест плюс два откидных сиденья, имеется прицеп под груз.

По катерам договаривались по телефону 89030732448 Сергей, через него также от пристани Кырсай до т/Б Учар с авто УАЗ буханка 3 шт. Назад ехали в обратной последовательности, УАЗы +катера, по договоренности с дозвоном предварительным. Сергей забрал с Бии также по договоренности

Техническое описание маршрута

Сокращения в тексте:

ПП, ЛП – правый, левый поворот;

ПБ, ЛБ – правый, левый берег,

ЧХВ – чистое ходовое время,

н/п — непроход;

в скобках после названия препятствия – категория сложности для условий на момент прохождения.

13.08.17

Приехали в Барнаул в 7.00 утра, встретили два микроавтобуса с прицепами, загрузились и поехали в Ардыбаш. Пообедали в кафе, в 18 час были в Ардыбаше. Нас встретил Стас Плотников (89069397082) от озера 150м. Поставили палатки во дворе 100 рублей с человека плюс душ (в основном холодный), трое поселились в доме 450 рублей с человека. Вечером погуляли по поселку договорились насчет катеров на завтра.

Телецкое озеро слева п.Ардыбаш, справа Иогач
Телецкое озеро

14.08.17

оз. Телецкое. Название Телецкое (Телесское, Тележское) озеро получило около 400 лет назад от русских первопроходцев, потому что на его берегах обитали тюркские племена телесы (в литературе распространено ошибочное мнение, что название произошло от слова «телеуты»).

Местные народы испокон века звали его Алтын-Коль, Золотое озеро. Монголы называют озеро Алтан-нуур, в китайской географии оно известно как Алтай или Артай.

Телецкое озеро расположено на северо-востоке Горного Алтая, на стыке с хребтом Западный Саян, в субмеридионально ориентированной котловине преимущественно ледниково-тектонического происхождения. Зеркало озера располагается на абсолютной высоте 436 м. С севера озеро ограничивает невысокий хребет Торот, а с запада и юго-запада хребты Алтынту, Сумультинский и Иолго с абсолютными высотами 2000-2500 м. На востоке лежат хребты Корбу и Абаканский, с юга к озеру примыкает край обширного Чулышманского нагорья. Все эти хребты имеют широкие приводораздельные ступени − слабо расчленённые пенеплены, возвышающиеся над урезом озера на сотни метров крутыми, часто − отвесными, уступами, по которым в озеро падают многочисленные водопады. Телецкое озеро занимает пятое место в России среди самых глубоких озёр.

Протяжённость 77,7 км, средняя ширина 2-3 км, максимальная ширина до 5 км. Северная часть вытянута в широтном направлении; южная, сделав поворот почти на 90 градусов, − в меридиональном.

Площадь его относительно невелика − 223 км², однако благодаря большой глубине (средняя глубина озера 175 м, максимальная 325 м − напротив водопада Корбу) в нём содержится огромное количество (40 км³) отличной пресной воды, прозрачной в глубину до 12-15 метров. Впадает в озеро около 70 рек и 150 временных водотоков, причём 70 % всей воды даёт река Чулышман, впадающая с юга. Отдавая свои воды реке Бие (98 % водостока), озеро в значительной мере обеспечивает питание Оби.

Берега Телецкого озера почти везде круты и обрывисты, прорезаны ущельями, имеют живописные бухты. Есть два больших залива, Камгинский и Кыгинский, являющихся естественными нерестилищами для обитающих в озере рыб; на севере и юге озеро оканчивается широкими плёсами.

Артыбаш − посёлок в Турочакском районе Республики Алтай, входит в состав Артыбашского сельского поселения. Расположено на северной оконечности Телецкого озера у истока реки Бия. Основа экономики посёлка − туризм. Здесь находится большое количество туристических кемпингов, баз и домов отдыха. Отдыхающим предлагается довольно большой выбор экскурсионных туров по озеру и его окрестностям; кроме того здесь начинаются пешие, водные и конные маршруты. Рядом с посёлком у горы Кокуя есть горнолыжный комплекс. В Артыбаше имеются животноводческие предприятия, ориентирующиеся на мясо-молочное производство. В посёлке заканчивается автомобильная трасса регионального значения Бийск − Турочак − Артыбаш, но автобус доезжает до соседнего поселка — Иогача.

В 9.00 пришли два катера, загрузили рюкзаки и поехали. Катамараны оставили на хранение у Стаса. Заехали на один водопад осмотрели, затем на водопад Корбу.

Ко́рбу − водопад на реке Б. Корбу, впадающей в Телецкое озеро. Алтайское название Корбу (точнее, «Корбо») в переводе на русский язык означает «кустарник».

Водопад Корбу

Памятник природы с 1978 г. Водопад расположен у подножия хребта Корбу, в сотне метров от берега. Река берет начало с хребта Корбу. На всем своем небольшом пути, 7,6 км, река образует, маленькие водопады и затем обрушивается с высоты 12,5 метров водопадом Корбу. Так как падает вода не совсем отвесно, а по пути разбивается о камни, то образуется эффектный водяной веер. Особенно впечатляет водопад в большую воду весной и после дождей. Водопад, как и весь правый, берег озера, находится на территории Алтайского государственного природного заповедника. Единственный способ добраться до Корбу − катером по озеру, и такая экскурсия пользуется у туристов большой популярностью. Поездки к водопаду по озеру сопровождаются большой опасностью, так как может начаться низовка или верховка.

Примерно за три часа доехали до пристани Кырсай, загрузились в 3 УАЗа и через 1,5 часа были на базе «Учар». Расположились на т/б Учар, после обеда решили сходить на каменные грибы.

Переправились на моторной лодке на ПБ Чулышмана
И пошли вниз по течению реки, по тропе

Прошли мимо дома фермеров, перешли ручей и пошли вправо в гору, 1,30 час и мы у грибов. Больше часа осматривали грибы, фотографировали, интересно и необычно.

Собрались и пошли вниз с горы, перед переправой набрали дров. Костер, ужин в 22 час, баня, песни.

15.08.17

После завтрака переправились на ПБ Чулышмана и пошли по тропе на водопад Учар.

Четыре человека остались в лагере. Тропа идет по направлению ущелья реки Чульча, через 2 км подошли к началу ущелья. Здесь стоит контрольный пост заповедника, всех туристов записывают и собирают по 100 рублей с человека, дети бесплатно. Начинаем довольно бодро шагать по хорошей тропе, минут через 40 переходим речку Артышту по бревну.

Переправа через речку Артышту

Общее направление вдоль реки Чульча, любуемся красивыми видами, суровыми порогами Чульчи:

Суровые пороги Чульчи
Наши идут по тропе

Прошли самое сложное препятствие на нашем пути, скальное ущелье по крючьям вбитым в стену, придерживаясь за веревку закрепленную на скале:

Самый сложный участок тропы

Вдали показался водопад, кажется минут 15 и дойдем, шагали еще 1,30 часа. Наконец дошли за 3 часа, переправились по бревнам на остров для лучшего обозрения водопада.

Переправа на острова реки Кульча
Красота водопада Учар

Полюбовались красотой водопада, перекусили и пошли назад по тропе. В 18 часов были на базе, ужин, заслуженный отдых.

16.08.2017

К 10 пришли 3 УАЗа загрузились и в 12 часов были на Телецком озере. Кое как дозвонились катерам, они пришли в 15.30 час.

Пристань Кырсай, ждем катера

В 18 часов были в Ардыбаше  у Стаса, только поставили палатки начался ливень.

17.08.2017.

После завтрака, вытащили снаряжение на берег и стали собирать катамараны, к 12 часам сборку закончили. Погода стоит солнечная.

Постройка катамаранов

Провели небольшую тренировку на воде, привязали рюкзаки и вперед. Сразу от моста начинаются первые пороги Бии. Под мостом порог представляет собой просто небольшие валы. Метров через 100-150 под правым берегом находится второй – быстроток с валами около полуметра на протяжении 100 метров. 

Все пороги на Бие шли сходу без разведки, походной колонной, фото съмка по возможности производилась прямо с катамаранов. После впадения р. Юрток начинается одноименный порог – «Юрток» (2 к.с.). Длиной метров 30-50 с полуметровыми валами. Отлично просматривается с правого берега.

Далее около 2 км находятся три простые шиверы, протяженностью по 70-100 м. Еще через 40 мин. после плавного правого поворота появляется порог «Кобыровский» – 2 к.с., протяженность которого 700-800 м с перерывом 200-300 м. Представляет собой с наплыва едва различимый слив и последующую шиверу с валами до 0,5 м.

Порог «Пыжинский» – 2 к.с. расположен за левым поворотом реки, перед селом Усть-Пыжа. Шивера, состоящая из двух ступеней с валами 0,8м. Длина около 400-500 м. Перед порогом вышли на берег немного размяться, а то засиделись.

Сразу за следующим правым поворотом, на правом берегу село. Слева впадает мутная Пыжа, перед которой, короткий порог «Косой» – 2 к.с.

Порог «Косой», вал выше метра — один из самых жестких порогов на реке

Порог  представляющий собой сужение реки и как следствие косые валы до 1,2 м, стоящие с обоих берегов на протяжении 70-100 м, по середине узкий быстроток. Следом с небольшим интервалом в 200-300 м следуют две шиверы, первая -покороче, и валы поменьше, вторая — до 300 м с валами до 0,8 м. Вторая уже за селом. Сразу за второй шиверой в 12.55 встали на обед. В 14.15 продолжили сплав.

Ещё через 20-25 мин. за левым поворотом открывается, пожалуй, самый живописный порог «Щеки» – 2 к.с.

Порог «Щеки»

Представляет собой высокие бомы над водой с обоих берегов и высокий скалистый остров посередине. Порог находится на протяжении всего острова, река приобретает видимый уклон, участок валов находится на всем протяжении острова в обеих протоках. В правой протоке имеется прижим к правому берегу, валы. Ниже порога на удобной поляне на правом берегу стоит база отдыха. Порог проходили по левой протоке, с взаимостраховкой.

Дворцы по берегам реки Бия

Через 10 мин. сплава небольшая шиверка и через 300-400 м порог «Кебезенский» – 2 к.с., протяженность которого до 700 м, валы небольшие, до 0,7 м. Оканчивается порог уже в д. Кебезень. В деревне находится паромная переправа через Бию. Имеются магазины. Остановились не дойдя до поселка 1,5 км на ПБ:

Встаем на ночевку

18.08.17

Вышли 10.50, прошли порог Кебезенский, покачались на валах.

Порог Кебезинский

Сходили в магазин купили мороженое.

За левым поворотом реки, через несколько сот метров начинается порог «Сарыкокшинский» − 2 к.с., который состоит из трех протяженных шивер (высота вала до 0,7 м) с быстротоками между ними.

Заканчивается порог впадением слева Сарыкокши. За ней ещё небольшая шивера. Затем река успокаивается и до следующего препятствия – несложные шиверы.

Где-то через 20 мин встретили очередное препятствие. Порог «Юрок» — 2 к.с.по нашей воде представлял собой небольшие валы, образующиеся от отбоя реки от большого бома справа. Справа до порога впадает небольшая речка Юрок.

Миновав п. Тулой, через еще минут 30 подошли к двухступенчатой шивере 2 к.с., начинающаяся выше п. Верх-Бийск, валы до 1 м.

Шивера, выше Верхне-Бийска

Ниже поселка еще одна небольшая шивера, прижимающая к левому берегу. В конце ее находится высокий мост через Бию, который лучше проходить меж центральных опор. После него находится короткая шивера. Ниже моста река становится спокойней.

Ниже моста в Верхне-Бийске на 5 км, по берегу идёт дорога

Встали на ночевку в 7км от моста на ЛБ.

19.08.17

В 11 час вышли на воду, река стала спокойней, по берегам появились красивые скалы:

Река стала спокойней

Погода стоит переменчивая, то солнце, то брызнет дождь. Перекусываем на катамаранах, вода в реке поднялась за ночь на 50см, несет хорошо. В 17 часов встали ПБ на ночевку.

20.08.17

Сегодня дневка, проводим чемпионат Бии по волейболу, поход в поселок, урок рукопашного боя. 

Волейбол
Вечером — концерт

21.08.17

Вышли в 10.45 погода солнечная, река тянет хорошо, в 15,20 причалили на ПБ ниже Усть-Лебедя на 3 км. Разбили лагерь, разобрали катамараны, подсушили гондолы. Вечером по традиции — концерт, в 21 час приехали водители, завтра с утра в Барнаул.

«Могучая кучка» у могучей березы

22-24.08.17

В 10.00 выехали на «Газели» в Барнаул. В 18.30 прибыли на ж/д вокзал в Барнауле. На обратном пути вдоль дороги — несколько рынков, где можно приобрести разнообразные сувениры, а также знаменитый алтайский мед.

Сходили по магазинам за продуктами в поезд, некоторые помылись в душе. В 23.45 м.вр. отъехали из Барнаула.

24.08.17 в 3.00 м.вр. были в Екатиринбурге, где нас уже ждала «Газель» до Н. Тагила. В 06.00 мы уже были в Тагиле.

Итоги, выводы, рекомендации

  1. Река Бия соответствует 2 к.с. Река представляет спортивный интерес, а также познавательно-эстетический. Мы познакомились с жемчужиной Горного Алтая — Телецким озером, водопадом Учар, Чулышманскими грибами. Данный маршрут можно рекомендовать для первого посещения Алтая.
  2. Все препятствия носят однотипный характер – основная струя со средними валами.
  3. Участок от п. Артыбаш до п. Верх-Бийска можно пройти за один ходовой день, т.к. скорость течения достаточно хорошая 8-10 км/час. Вдоль всей реки идет дорога, много населенных пунктов, в хорошую погоду на реке много отдыхающих, поэтому могут возникнуть проблемы с поиском стоянок.
  4. Весь маршрут прошел в щадящем режиме, без максимальных физических нагрузок. Отсутствие переутомления в походных условиях, что позволило избежать грубых ошибок.