image_pdfimage_print

Отчет о водном походе третьей категории сложности в районе Северная Карелия по маршруту река Пистайоки, река Винка (первопрохождение), совершённом с 07 июля по 22 августа  2024 года. Руководитель – Величков Александр Иванович     

Паспорт маршрута

Проводящая организация — туристический клуб «Азимут» город Нижний Тагил.

Район путешествия – Северная Карелия.

Вид туризма – водный.

Категория сложности – третья.

Нитка маршрута: Нижний Тагил – город Кемь (поезд) – река Пистайоки  (машина)  — озеро Кимасъярви – пос. Войница —  г.Кемь (машина) поезд — Нижний Тагил (поезд).

Продолжительность – 16 дней.

Состав группы – 12 человек.  Средство сплава: катамаран – четвёрка, 2штуки имеют форму типа верблюд. Лодки «пакрафт» 2шт.                                                        

Все участники имели, каску, спасжилет и нож в ножнах. Группа имела три спасконца длиной 20-30 м. группа имела 3 рации  радиус действия до 4км. 

Продукты были приобретены в  г.Н-Тагил. На маршруте было организовано трехразовое питание. Поход проходил в автономном режиме, и пополнять продукты негде.

Список группы

1Величков Александр  Иванович1957г.Р. Шумак-Китой5р. Укучикта 5р.Катамаран 4,1 капитанруководитель
2Демакова Екатерина2008г.Р.Чусовая 1у Усьва 2уКатамаран 4,1матрос
3Туркина Марина2008г.Р.Ай 1у. р.Чусовая 1у, Усьва 2уКат. 4,1матрос
4Малаштан Елизавета2012г.Р.Чусовая 1у. р.Усьва 2уКат.4,1матрос
5Шмакова Екатерина2013г.Р.Усьва 2уКат.4,1матрос
6Салихов Василий Валерьевич1982г.Р.Колвица-Красненькая-Тумча 4к.уКат.4, 2Видео, завхоз
7.Будилов Иван2008г.Р.Чусовая 1у, р.Усьва 2у.Кат.4,2ремнабор
8.Сухоруков Захар2012г.Р.Усьва 2уКат.4,2костровой
9.Порхачёва Ангелина2012г.Р.Усьва 2уКат.4,2матрос
10.Низова Александра2012г.Р.Усьва 2уКат.4,2матрос
11.Величков Виктор Иванович1957г.Тянь-Шань 6рПакрафт 1Зам.руководителя
12.Горева Евгения Николаевна1972г.Красненькая-Кутса 4уПакрафт 2Финансист

График движения

ДатаДни путиУчастки маршрутаКм.Способы передвижения
07.07.2Н.Тагил – г. Екатеринбург – г.Кемь  Электричка, поезд
10.073Р.Писта, стапель250машина
11.074Оз.Кимасъярви-оз.Шуванда11сплав
12.075Днёвка
13.076До оз.Вихельтаярви15сплав
14.077До конца озера Пистаярви      17сплав  
15.078Днёвка, баня
16.079До конца оз.Вайкульское19сплав
17.0710До конца оз.Корпиярви22сплав
18.0811До пор. на оз.Аллаярви10сплав
19.0812До пос. Войница14сплав
20.0813Анти стапель, до г.Кемь230автомобиль
21-2214-15До Н-Тагила Поезд

Итого: 108км, из них пешком 1,5км., сплав 107км.

Общие сведения

             Общегеографическая характеристика района.

Северная Карелия находится в северо-западной части нашей страны. С запада граничит с Финляндией. На территории Карелии множество озёр. Практически все реки проходят через озёра. На территории Камчатки много болот, поэтому вода в реках и озёрах имеет коричневатый цвет. Летом часто выпадают осадки в виде дождей, но бывает и жаркое лето. Средняя температура 12-18 градусов.

Растительность, как и на Урале, смешанный лес, преобладают хвойные деревья. Животный мир, как и в средней полосе.

Сведения о маршруте путешествия

Пришла пора выбрать маршрут вне Урала. Выбор был сделан, река Пистайоки — Северная Карелия. Маршрут интересен в спортивном, познавательном и эмоциональном отношении, плюс рыбалка.

Определяющие препятствия маршрута

Уровень воды в реке Пистайоки высокий, средний расход 25-35 м/куб.

Название препятствияКатегория сложностиХарактер препятствия
1Порог «Сакал»2 слив до 1,2, валы, навалы на камни 200м
2Порог «Захар»3 Камни, сливы, сливы, бочки 500м  
3Порог «Падун»3Камни, прижим, горка до 2м. бочка, валы. 250м
4Порог «Межозёрный»2Камни, слив 1м 200м
5Порог «Семиповоротный»  3Валы, бочки, камни 1000м
6Порог «Фурляляй»3Прижим, слив, бочка, валы
7Порог «Имисев»  3Горка, валы, камни, бочка, 250м
8Порог «Хирви»             3Камни, сливы 1м, бочка 1,2м. 150м
9Порог «Поалла»3Сливы, валы, бочки 250м

Подъезды и отъезды

До станции Лоухи добрались поездом Тюмень — Санкт-Петербург с пересадкой в Волховстрое — город Кемь. Из города УАЗ с будкой до озера Кимасъярви (разрушенный мост). 280км, 6 часов.

Отъезд из пос. Войница УАЗ (батон) 240 км., 5 часов. Дорога песчаная с лужами, вполне проезжаемая. Поезд из города Кемь.

Техническое  описание

Сокращения в тексте; кс-категория сложности; ПП ЛП – правый, левый поворот; ПБ. ЛБ- правый , левый берег.

07 июля. На электричке «Ласточка» выехали в Екатеринбург. Поезд Тюмень – Санкт-Петербург отправился без опоздания в 23,50.                                                   

8-9 июля в дороге, сделали пересадку в Волховстрое.

10 июля в 3 часа ночи прибыли на станцию Кемь.

Утором за нами пришёл УАЗ с будкой, хотя договорённость была на вахтовку Газ 66. Вещи загрузили в прицеп, сами разместились в будке. В дороге находились более 6 часов.

За час до реки — КПП, пограничники проверили документы, оставили свой № телефона. В 16 часов прибыли на место, к разрушенному мосту в конце озера Кимасъярви. Поставили лагерь, ф-1, собрали катамараны и лодки, ф-2, съездили на другой берег за дровами.

11июля. Сплав начали в 10.30, через 500 метров первый порог «Сакал» 2к/с, резкое сужение реки, слышен шум порога, чалка на правый берег. Длина порога 200м.

Заход в порог левее центра, струя с валами от центра смещается к правому берегу и наваливает на скальный выступ правого берега и падает с него метровым косым сливом с бочкой, далее ряд валов и порог заканчивается.

Выставили страховку возле слива, на правом берегу. Первым прошёл порог К-1 по основной струе с заходом в слив, фото 3, ниже слива встал на страховку на л/б.

Следующие прошли порог пакрафт 1 и 2 фото 4 минуя бочку слева.

К-2 прошёл порог по основной струе через слив, фото 5. Далее река успокаивается.

Порог «Захар» 3к.с. Прямо по курсу узкий остров с деревьями, влево уходит протока, там мелко и много камней. Нужно идти вдоль острова, оставляя его слева, и в середине острова уходить в правую часть реки, минуя камни. Далее поток выносит в более глубокое место.

Шли сходу. Первым порог шёл К-2, пройдя бочку, пошли прямо по струе и сели на камни, К-1 шёл следом, но после бочки вовремя отработал вправо, миновал камни, вошли в струю с валами и миновал порог.

Пакрафты прошли левее, ближе к острову.

После порога шивера длинной 300метров с валами до 1 метра. Далее пологий слив. Проходим по основной струе, поворачиваем налево и выходим в озеро Куелилампи.

Прошли озеро, вошли в реку. Впереди одинокий слив. Прошли правой узкой протокой в которой каменистая шивера, слив остался в л/протоке.

Порог «Змеиный» 2к.с. После крутого п/поворота. Остров на входе, слив правее острова. Сразу за островом небольшая бочка, после которой нужно уйти резко вправо на центр реки, далее сужение реки. За сужением красивая бочка с валом. На выходе крутая горка с мощными валами.

Входим в порог по центру, оставляя обливной камень слева, проходим бочку и уходим в центр струи и по валам выходим из порога. Фото 8.

Через 5 минут после предыдущего порога, сразу после острова, который остаётся слева по ходу:

Порог «Солёный» 2к.с. Протяжённость порога 200м. по краям русла обливные камни, далее полуметровый водоскат с косыми валами до 1 метра, поворот на право, и выход по мощным валам.

Проходили сходу, походным порядком придерживаясь центра струи. Через 250 метров после порога Солёный влево уходит большой залив, именно там и прячется порог Падун.

Мы причалили на остров перед началом порога в правой протоке, осмотрели правую протоку и порог Падун в левой протоке. На острове неплохая стоянка, встали на обед. На верёвках провели суда в левую протоку. Посмотрели прохождение порога другими группами.

Порог «Падун» 3к.с. следует крутой S- образный водопадный слив до 1.5 метров с косой бочкой в основании. Слив начинается с крутого ЛП (при этом струя воды делает поворот больше, чем на 90 градусов), мощным течением прижимает к скале правого берега, слив с плиты за сливом мощная бочка, далее струя прижимает к ЛБ делает ЛП мощная шивера, со множеством камней. Через 80м. после слива на ЛП ещё один слив с мощными валами. после которого река расширяется. На выходе крутая 50- метровая горка с мощными валами.

Порог просмотрели с левого и правого берегов. Выставили страховку по ЛБ. Первым порог проходил К4-1, в сливе чуть довернуло судно влево, далее по струе, зачалили за вторым сливом на ЛБ, встали на страховку с воды.

Вторым прошёл порог Виктор Иванович на пакрафте, в бочке прикрыло с головой, зачалил на ЛБ слить воду.

Третьим порог прошёл экипаж К4-2.

Женя спустила лодку ниже слива, прошла шиверу и второй слив.

Шивера, сходу, через 400м.

Через 1,5 км два моста, под разрушенным мостом приходиться пригибаться, через 700м. шивера, далее озеро Шуванда. Шли до стоянки на мысу ЛБ за деревней. Встали на ночёвку, на оборудованной стоянке. 

12 июля днёвка, погода испортилась, весь день дождь. Поймали первую щуку.

13 июля выход из озера Шуванда, обходим острова на выходе из озера по левой протоке. Шивера сразу за островом.

После разлива на ПП ещё одна шивера. Всё сходу.

На ЛП с право впадает река Винка. Вошли в устье реки, воды достаточно для прохождения на лодках, для катамаранов мало. Виктор Иванович, Женя и Василий, ушли вверх по реке по правому берегу, забрав с собой лодки.

Остальные остались у катамаранов, выставили страховку ниже шиверы. Лодки подняли на 1.5 км. На этом участке два порога 2к.с. протяженности 250 и 300 метров. Камни в струе и невысокие сливы. Этот участок реки Винка, пройден впервые.

Далее по реке Писта до моста 500м. Сразу за мостом перекат, за ним остров, шли левой протокой.

После острова оз.Мандуярви:

Порог Межозёрный 2 к.с. справа от большого острова, осмотр по ЛБ центральной протоки. Три протоки. Правая и центральная сливаются вместе. Левая протока широкая, но за поворотом мелководье. Нам идти по центральной протоке. На выходе из озера короткий слив разделён надвое небольшой скалой. Под углом 90 градусов вправо уходит второстепенный слив. Нужно идти прямо по левому сливу (общее падение метр), после слива вправо за остров, шивера (около 100 м) с мощными валами и обливными камнями.

Порог проходили поочерёдно, сначала катамараны, затем лодки.

Озеро Хирвасъярви, через два километра выход из озера.

Шивера сходу, шивера ПП затем ЛП сходу, шивера сходу, мост. После череда шивер, на протяжении километра, всё сходу. После окончания шивер, встали на ночёвку на высоком левом берегу на небольшой стоянке. 

14 июля вышли в 10.00, вошли в озеро Вихельтаярви.

За 30 минут прошли озеро, шивера 200м. прошли сходу по основной струе.  Шивера 100 м сходу. Вошли в озеро Пистаярви, через два километра встали на мысу левого берега.

Обед, рыбалка.

После обеда продолжили сплав. Прошли по озеру 10 км. Встали на стоянке правого берега в окончании озера чуть ниже ещё одна оборудованная стоянка. Вечером рыбалка. С дровами в округе напряжённо. 

15 июля днёвка, баня, рыбалка.  Просмотр порога «Лужма» в 300 м. ниже стоянки.                                                                         

16 июля, порог «Лужма» 2к.с. Сразу на выходе из озера. Сходу по основной струе ближе к правому берегу. Узкий проход, по краям обливные камни. В центре порога череда мощных косых валов и бочек. Шивера через 10 минут после порога, сходу. Через два километра шивера, заканчивается перед ЛП.

Порог «Семиповоротный». 3к.с. Протяжённость до 1 километра. Сразу за левым поворотом уклон заметно возрастает. Непрерывная череда мощных разнонаправленных валов, требующих постоянной работы. Порог имеет множество поворотов, но явных прижимов нет.

Первый остров обходим справа и второй остров справа. Есть несколько обливных камней. Шли сходу, походным строем, всё читается с воды.

Разлив озерка, на высоком левом берегу, стоянка занята туристами.

Порог « Одинокое дерево» 2к.с. Небольшой остров с деревом посредине русла в 300 м. после озерка. Длина порога 400 м. Две ступени. Первая – справа от острова, ближе к ПБ. Сначала слив, затем череда мощных валов, после спокойный участок воды (100м) чуть левее центра. Далее вторая ступень – выходная шивера с бочкой посредине. Всё читается с воды.

Озеро Муасъярви, имеет вытянутую форму. После 3,5 км делает большой дугообразный ПП после, которого с резким сужением и ЛП озеро заканчивается.

Порог «Курки» 3 к.с. Начинается за ЛП, осмотр по ЛБ, протяжённость 350 метров. Заход вдоль ЛБ, проходя в непосредственной близости от затопленного островка. Далее начинается заходная шивера с валами. Затем мощный слив (0,8 м) – основная ступень порога, перегораживающая всю реку.

После слива мощная бочка, которая хорошо держит, после бочки нужно резко уйти вправо и далее по мощным косым валам по струе, идти в сторону правой трети русла. Затем небольшое расширение, река немного успокаивается. После расширения начинается, выходная шивера с обливняками и мощными валами у ПБ. Левее центра, река спокойнее. Ближе к ЛБ, обливняков ещё больше.

Проходили после просмотра, кильватерной колонной. Шивера, шли сходу.

Порог «Петух» 2 к.с. протяжённость 100 метров. Гряда скальных выходов (островков) перегораживает реку от ЛБ до середины. Правая половина реки издалека кажется свободной, у берега есть обливные камни, которые с воды не видны. Чистый проход не более 10 метров. Заход по чистому пологому сливу основной струи чуть правее выступающей посредине скалы (островка). Далее мощный вал за ним бочка и мощные валы. Порог читается с воды.

Шли сходу. Резкое сужение реки за ПП. Сходу по мощным валам.

Порог «Грива» 2 к.с. После ЛП, по протоке слева от острова. Осмотр по ЛБ, длина 250 метров. Несколько островов перегораживают реку. Вдоль ЛБ между ним и ближайшим островом протока. Перед ней нужно пристать к берегу и осмотреть порог. По протоке быстроток с небольшими валами. После острова, крутой ЛП и более широкая протока между ЛБ и ещё одним островом. В протоке крутой слив (0,5м) с двумя мощными валами, затем череда валов. Далее, короткий участок с шиверой поспокойнее, после которой, мощный слив (0,4м), по основной струе. На выходе из слива ПП и мощная бочка с валами.

Просмотрели порог, прошли походным порядком.

Озеро « Вайкульское» протяжённость 4 км. Прошли до окончания озера и встали на стоянке ЛБ.

17 июля через 1 км разрушенный мост, ЛБ высокий, можно просмотреть варианты проходов под мостом. Прошли сходу. Через 800 метров порог.

Порог Фурляляй (Вайкульский каскад). 3к.с. За третьим ЛП после моста, осмотр по ЛБ. Протяжённость 600 метров. Мощный порог по струе, хорошо читается с воды. Заход вдоль ЛБ, пройдя шиверу по волам, резко уходить вправо (течение тащит к ЛБ) и затем по пологому сливу от ЛБ, можно идти через бочку не доходя пологого слива. Затем череда мощных валов, в правой части ближе к ПБ крупный полуобливной камень, от которого нужно успеть уйти.

Просмотрели с ЛБ, проходили поочерёдно. Катамаран К4-1 прошёл через бочку, К4-2 прошёл по пологому сливу и валам. Лодочки прошли как и К4-2.

Через 4,5 км сплава после очередного ПП у ПБ видна большая скала в русле и слышен шум и видны белые гребни, осмотр по ПБ.

Порог «Имисев» 3к.с. Протяжённость порога 300 метров. Две ступени. Первая ступень (100 м) – узкая протока – коридор с заметным падением и мощным течением между каменными отмелями у обоих берегов делает плавный поворот направо. Заход по струе, далее на всём протяжении мощные косые валы до 1 метра. после первой ступени ЛП, за которым прямая вторая ступень (100 м) с ещё большим падением и большей скоростью. Правая половина реки представляет непроходимую отмель. Заход по основной струе с косыми валами. За двумя мощными валами резкий слив с косой бочкой, по правому борту остаётся обливняк с ещё одной бочкой. Затем, выходная шивера с чередой мощных косых валов до 1 м.

Проходили поочерёдно. Страховка К4-1 с ПБ спасконцом и в дальнейшем катамараном из улова ЛБ. Далее шивера сразу за плёсом, через 15 минут сплава шивера.

Порог «Талий» 2к.с. Через 1,5 км после порога «Имисев». Явных ориентиров нет. Через 500 м прямого участка после ЛП слышен шум воды. Осмотр по ПБ, длинна порога 100м Порог начинается пологим мощным сливом и завершающим его валом, затем ещё один мощный слив и косой вал. Далее, выходная шивера с мощным косым валом.

Мы шли сходу, внизу страховали лодки. Через 1 километр сплав порог «Хирви».

Порог «Хирви» 3 к.с. После S образного поворота (ЛП, затем ПП), осмотр по ПБ, протяжённость 350м. Начало порога за ЛП, вдоль ЛБ перекат. За крутым ПП в начале основной части в середине русла каменистый остров, справа от него проходимая для лодок протока. По левой протоке обливные камни отжимают поток вправо к бочке, затем вторая жёсткая бочка с косыми валами в которой придержала катамаран. После чего порог несколько успокаивается. На выходе из порога слив по плите за ним бочка, много камней.

Катамараны прошли по левой основной струе через бочки, лодочки прошли по правой протоке.

Через 2 километра сплава озеро «Корпиярви». Протяжённость 5,5 километров, во всём походе нам с погодой повезло, все озёра проходили без встречного ветра.

По окончанию озера порог «Корпикоски» 1к.с. протяжённость порога 150м. Три протоки между двумя островами. Выбрали среднюю протоку, каменистая шивера, за ЛП горка с небольшими валами. Шли сходу.

За порогом на берегу остатки от старого моста. Справа виден жилой дом. Причалили у ЛБ к остаткам моста. Поставили лагерь на заросшей травой дороге.

18 июля утром провели разведку дороги до автомобильного  моста, нашли хорошую стоянку. Перебрались на неё. Есть сотовая связь на пригорке справа от моста. На разгруженных судах дошли до порога «Поалла».

Порог «Поалла» 3 к.с. первая ступень за пологим ЛП. Явных ориентиров нет. Порог состоит из трёх ступеней. Первая короткая (40 метров) и простая. Небольшой слив с валами, идётся сходу. В некоторых отчётах упоминается , как отдельный порог «Таппара».

До следующей ступени 200 метров плёса. Перед ступенью зачаливаем к ЛБ для осмотра. Вторая ступень, левая половина русла перегорожена камнями. Проход второй ступени у ПБ по пологому сливу с мощным течением и валами. Слева от слива, большое улово. Проход по основному сливу и валам. Окончание шиверы второй ступени фактически упирается в начало третьей ступени. Здесь русло от берега до берега перегорожено крупными камнями.

Необходимо с берега наметить ориентир захода в третью ступень т.к. с воды сложно понять, где проходить. Слева в сливе камни, на которых можно повиснуть. Справа отвесный слив с бочкой. Проходится ступень ближе к ЛБ по крутому сливу (высотой более 1 метра) с хорошей бочкой, далее короткая шивера заканчивается в озере.

Вторую и третью ступень проходили одновременно по основным сливам. Лодочки проходили обе ступени по левой части между камней. Страховка спасконцами за второй и третьей ступенями. Чалка на ЛБ сразу за порогом. Против течения вернулись в лагерь. Первую ступень подняли катамараны с помощью верёвки.

19 июля Днёвка, разбор судов. Здесь машина может подъехать вплотную к стоянке. Погода испортилась, дождь. Вещи толком высушить не удалось.

20 июля Утром пришёл Уаз (батон) с прицепом. Пять часов в пути. Прибыли на станцию Кемь. Погода наладилась, солнышко, но холодный ветер. Всё, что не просушили, повесили на школьном дворе, просушили. Вечером поезд до СПб.

Обеспечение безопасности

До похода провели несколько тренировок на воде, скатывание экипажей, работа спасконцами, выход из воды на катамаран, самостоятельно и с помощью экипажа.

Группу зарегистрировали в МЧС. На всех участниках были спасжилет, каска, стропорез, свисток. Сложные пороги проходили с просмотром и страховкой с берега и с воды.

Аварийные выходы от начала сплава до моста перед озером Мандуярви идёт дорога, можно уехать с этой дороги. На озере Пистаярви есть деревушки, ходят моторные лодки, при необходимости можно договориться с местными. Озеро Корпиярви, вдоль левого берега идёт дорога до бетонного моста.

Метеоусловия

Средняя летняя температура воздуха днём составляет около 20 градусов, о ночью равна 11 в июне, 14 в июле, 13 в августе. Осадки не редкость, особенно во второй половине лета. положительным можно считать тот факт, что погода в Карелии не остаётся неизменной более чем на несколько дней. Дождь быстро проходит.

Летом наступает пожароопасный период. Это важно учитывать, отправляясь на сплав по реке.  

Выводы, рекомендации

Поход всем участникам понравился.

По заброске небольшой казус. Заказывали «Вахтовку», а подали Уаз (батон) с прицепом, но все 12 человек разместились.

На пропускном пограничном пункте проверяли паспорта только взрослых, проблем не возникло.

По маршруту:  застали большую воду, пороги интересные, шкуродёров не было. Суда, нигде не проводили. Разрывов шкуры не было, а также не было встречного ветра при прохождении озёр.

Дожди были дважды не более суток. Запланированных дней вполне хватило, чтоб порыбачить, сделать баньку и не мокнуть под дождём при прохождении озёр.

Озёр многовато, без привычки утомляет.

Видеоролики маршрута

Смета похода

1. Ж/д дорога (билеты) до ст. Лоухи и обратно – 18 т.р. взрослые, 10 т.р. дети.

2. Автомашина до начала сплава – 2080 рублей, 25 т.р. с группы

3. Автомашина от реки до ст. Кемь – 2080 рублей, 25 т.р. с группы

4. Ласточка Н-Тагил – Екатеринбург – 400 р.

5. Питание в дороге —  3000 р.

6. Питание на маршруте – 7000 р.

7. Транспортная компания – 5000 р.

8. Аптечка —  2000 р.

9. Ремнабор – 1500 р.

Итого с человека; 24785р. взрослого.  16785р. ребёнка.

Схема маршрута

Лоции