Весной этого года, на реке Чулышман в пороге 25 погиб наш друг Павел Татаринов.
Решили почтить его память и установить памятную пластину в месте гибели.
Справочные сведения о путешествии
Паспорт спортивного похода
Группа: г Нижний Тагил, Екатеринбург, Первоуральск.
Проводящая организация – Клуб туристов «Азимут», г. Нижний Тагил, пр. Космонавтов 36, телефон (3435)243210, http://azimutnt.ru, e-mail: azimut-nt@yandex.ru.
Район путешествия – Алтай (Российская Федерация).
Вид туризма – водный.
Категория сложности – 5 (пятая).
Протяженность активной части маршрута – 106 км, из них:
- сплав – 100 км (Чулышман – 100км),
- пешком – 6 км (обносы, заносы катамаранов и вещей – 6 км),
Сроки путешествия: 02 – 15 сентября 2021 года.
Продолжительность путешествия – 14 дней, из них на активной части – 10 дней.
Нитка маршрута: Нижний Тагил – Барнаул (поезд) – переезд на р. Чулышман до пос. Язула (микроавтобус, автомашина) – сплав по реке Чулышман до устья р. Чульча — Барнаул (микроавтобус) – Нижний Тагил (поезд).
Уровень воды: р Чулышман – ниже среднего.
Маршрутная книжка № 55/21.
Маршрут рассмотрен Областной и зональной туристско-спортивной МКК ТСС Свердловская обл. (166-00-56665555).
Место хранения отчета – Спортивно-туристский клуб г. Екатеринбурга, ул. Шейнкмана 57, комн. 226, 244, www.turist-club.ru, e-mail: clubmkk@list.ru, turist-club@list.ru.
Состав группы
№ | Фамилия, имя, отчество | ГР | Туристский опыт (последний) | Обязанности, распределение по судам |
1 | Ильичев Алексей Александрович | 1989 | Тянь-Шань, Чичкан-Туурдук-Карасуу 6ксУ Саяны, Хайлома-Уда 4ксР | руководитель, капитан К4-2 |
2 | Величков Виктор Иванович | 1957 | Тянь-Шань, Чичкан-Туурдук-Карасуу 6ксР Жомбалок-Урик 5ксР | капитан К4-1 |
3 | Смирнов Максим Алексеевич | 1985 | Алтай Песчаная 3ксУ, Саяны Жомбалок-Урик 5ксУ. | К4-2 медик |
4 | Энгель Ольга Владимировна | 1984 | Алтай Песчаная 3ксР, Жомбалок-Урик 5ксУ. | К4-2 завхоз |
5 | Егорова Екатерина Сергеевна | 1991 | Саяны Хайлома-Уда 4ксУ. | К4-2 фото |
6 | Эльмик Игорь Сергеевич | 1984 | Саяны Китой 6ксУ, Алтай Чуя 6ксУ. | К4-1 Костровой |
7 | Штебнер Роберт Оскарович | 1981 | Тянь-Шань Чичкан-Туурдук-Карасуу 6ксУ. | К4-1 ремнабор |
8 | Горева Евгения Николаевна | 1972 | Алтай Чулышман-Бия 3ксУ, Тюгурюк-Катунь-Аргут-Урсул 4ксУ. | К4-1 Хронометрист |
9 | Обухов Алексей Борисович | 1985 | Китой 5ксУ, Шавла –Аргут 5ксУ. | Каяк, рации |
Нумерация катамаранов условна, указывает на место при движении походной колонной.
К4 –1 катамаран-четверка «ИП Горшков». Производство: Екатеринбург, длина 5,0 м ширина 2 м, объем 1,6 м3.
К4-2 катамаран-четверка «Рафтмастер», производство: г. Москва, фирма «Рафтмастер», , длина 5,0 м, ширина 2 м, объем 1, 6 м3;
Каяк туристический 2,5м.
Все катамараны имеют форму типа верблюд. Рамы металлические.
Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута.
Река Чулышман:
№ | вид препятствия | расположение | название | категория сложности | прохождение |
1 | порог | Шавлинское ущелье | Пр15 | 5А | все |
2 | порог | Шавлинское ущелье | Стадо бегемотов-1 | 5А | все |
3 | порог | Шавлинское ущелье | Стадо бегемотов-2 | 5А | все |
4 | порог | Шавлинское ущелье | Кульминация | 5С | Все кроме Горевой и Егоровой |
5 | порог | Шавлинское ущелье | №23 | 5А | все |
6 | порог | Шавлинское ущелье | Пустячок | 5В | все |
7 | порог | порог Каша | 6В | обнос | |
8 | порог | — | Ворота | непроход | обнос |
9 | порог | Туданский каскад | Туданский | 5В | все |
10 | порог | Коварный | 5В | Все кроме Горевой | |
11 | порог | — | Итыкайский | 5А | все |
12 | шивера | — | №51 | 5А | все |
Итого пройдено: 5С – 1, 5В – 3, 5А-6, 5 кс 10 шт препятствий.
В отчете использована классификация, в которой сложность препятствий измеряется по шестибальной шкале.
Категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С. При этом к препятствиям 6 к.с. относятся: 6А, 6В, 6С, к препятствиям 5 к.с.: 5А, 5В,5С к препятствиям 4 к.с.: 4А, 4В,4С.
В отчете приведена оценка уровня сложности препятствий для наших конкретных условий. При изменении уровня воды сложность порогов может существенно меняться.
Препятствия ниже 5 к.с. не категорировали.
Фио / Названия порогов | Величков | Ильичев | Смирнов | Энгель | Егорова | Эльмик | Штебнер | Горева | Обухов | |
1 | №15 ( 5А) | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | Стадо бегемотов 1(5А) | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | Стадо бегемотов 2(5А) | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4 | Кульминация(5С) | + | + | + | + | — | + | + | — | + |
5 | №23 (5А) | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
6 | Пустячок (5В) | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7 | Туданский (5В) | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
8 | Коварный (5В) | + | + | + | + | + | + | + | — | + |
9 | Итыкайский (5А) | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
10 | №51 (5А) | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Выбор маршрута и организация путешествия
Алтай наиболее близкий район к Уралу, позволяющий совершать походы любой категории сложности, поэтому путешествия в майские праздники группами из нашего региона, когда многие ограничены во времени, всегда наиболее предпочтительны.
Весной этого, 2021 года, в пороге 25 погиб наш друг Павел Татаринов. Решили почтить его память и установить памятную пластину в месте гибели.
Так как для этого нужно сплавляться по реке до середины Шавлинского ущелья, практически пройти половину маршрута. Решили после установки пластины пройти Чулышман до впадения реки Чульча.
В группе собрались 5 человек из весеннего состава, четверо добавились позже.
График движения группы
дни | дата | участок | способ передвиж. | км | ТХВ | определяющие препятствия |
1 | 02.09.21 | Нижний Тагил – Екатеринбург Екатеринбург – Барнаул | эл/поезд поезд | — | — | — |
2 | 03.09.21 | Барнаул – Акташ | м/автобус | 600 | 10.00 | — |
3 | 04.09.21 | Акташ – пос.Язула р.Чулышман Стапель. | а/машина | — | ||
4 | 05.09.21 | сплав до Шавлинского ущелья, полуднёвка баня | катамараны | 10 | 1.30 | |
5 | 06.09.21 | М.н.-пор. Кульминация | катамараны | 8 | 8.45 | №5-9, №12-15, Стадо бегемотов 1, 2 |
6 | 07.09.21 | М.н.-п 25 Пустячек | катамараны | 12 | 8.30 | Кульминация, №23, Пустячок |
7 | 08.09.21 | Дневка, установка памятного знака | ||||
8 | 09.09.21 | М.н.-за пор. Каша | Катамараны пешком | 14 2*2=4 | 9.00 | Обнос пор Каша |
9 | 10.09.21 | М.н.-вдп Куркуре | катамараны пешком | 16 2 | 8,00 | Обнос пор Ворота |
10 | 11.09.21 | М.н.-п Коварный | Катамараны пешком | 12 | 8,00 | Туданский, Коварный |
11 | 12.09.21 | М.н.-р Чульча | катамараны | 28 | 8,00 | Итыкайский, №51 |
12 | 13.09.21 | Антистапель база Чульча-Улаган-Майма | авто | 510 | 14.30 | |
14-15 | 14-15.09.21 | М.н.-Барнаул-Екатеринбург-Н-Тагил | — |
Итого активными способами передвижениями: вода 100км, пешком 6 км.
ТХВ — техническое ходовое время, включающее в себя общее время работы на реке: сплав, остановки, разведку порогов, ремонт, обносы, проводки, обед и т.д.
Для машин указано общее время движения со всеми остановками – еда, ремонт, заправка и т.д.
Все расстояния активной части маршрута приведены по показаниям GPS-навигатора, с округлением до 0,5 км.
Погода была ровная до +8+5 ночью, а днем +22 — +15, чаще всего переменная облачность или малооблачно. Утром и вечером на берегу, и особенно на воде, прохладно. Три раза шел дождь с ветром. Особенно сурово было при подходе к Чульче, очень сильный встречный ветер с дождём.
Краткое описание рек
Истоки Чулышмана стекают с отрогов южной части Шапшальского хребта в озеро Джулу-Коль (Джулукуль) в южной части Чулышманского нагорья (часто озеро называют истоком). Вытекая из него, Чулышман спокойно течёт по горной тундре до устья р. Узун-Оюк (Оин-Ору) – это верховья реки. Ниже Чулышман врезается в Чулышманское плоскогорье, долина приобретает V-образную форму, возрастает уклон (местами до 25 м/км). Десятикилометровый участок от р. Бабичек (точнее 1 км выше её) до впадение р. Ябалу называется Ябалинским ущельем и используется для раскатки перед более сложными препятствиями.
Ниже устья р. Ябалу река на протяжении 9 км течёт по широкой долине, затем начинаются препятствия Язулинского каньона, который продолжается около 20 км. Язулинский каньон – это Верхний Чулышман – участок, определяющий сложность маршрутов 6 к.с. Тут находятся почти все знаменитые пороги Чулышмана – «Чёртов мост», «Три Вовы», «Затычка», «Винт», «Марьиванна» и другие. Всего в каньоне 80 препятствий, из которых 27 имеют 5 и 6 к.с. Каньон заканчивается при впадении р. Верхний Тартагай, вдоль которой приходит дорога из долины Башкауса. Тут же находится автомобильный мост (по нему дорога переходит через Чулышман и направляется в пос. Язула) и начинают сплав группы по маршруту 5 к.с. (Нижний Чулышман).
После р. В. Тартагай Чулышман спокоен на протяжении примерно 10 км, но постепенно втягивается в Шавлинское ущелье. Протяжённость Шавлинского ущелья чуть менее 20 км, на этом участке лоции выделяют 30 препятствий, хотя следует отметить, что весь участок от пор. «Мини Каша» до пор. № 26, представляет собой сплошную шиверу, практически без участков спокойной воды. При приближении к устью Шавлы долина Чулышмана расширяется и остаётся таковой на протяжении 15 км после Шавлы, из препятствий тут только разбои и перекаты.
Постепенно Чулышманское нагорье и Улаганское плоскогорье снова сжимают долину реки, местами до ущелья. Берега становятся выше, горы часто подходят прямо к воде. Порог «Каша» – сложнейший на участке реки после Язулы, находится в одном из таких мест. Представляет он собой череду сливов, высоких валов, мощных бочек, навалов и прижимов на протяжении 2 км и вполне заслуживает своё название. При этом берега высокие, иногда с осыпями, местами без полок у воды. Лоции делят порог на 4-6 ступеней, но деление это весьма условное. Для прохождения порога требуется подробная разведка, причём по береговой линии, а не с тропы обноса, а также тщательная работа по обеспечению безопасности прохождения.
После «Каши» река продолжает падать, но чуть слабее, основные препятствия валы и бочки. Через 20 минут сплава от последней ступени «Каши» находится порог «Ворота», образованный скальными обломками, перегораживающими реку, проходимый только в высокую воду. Далее после продолжительного участка спокойного течения на реке расположен Туданский каскад. Каскад начинается несложными шиверами, за которыми следует порог «Туданский», технически сложный, требующий разведки и страховки. Ещё один именной порог каскада «Коварный» также достаточно сложное препятствие. В районе Туданского каскада вдоль реки идет дорога, по которой можно обнести пороги, а также сняться с маршрута и уехать.
Далее на реке Итыкайские шиверы, начинающиеся с порога «Итыкайский», интересного тем, что представляет собой в первой ступени слалом, а во второй мощную горку. После окончания шивер остается ещё 6 км спокойного сплава до устья р. Чульча. Течение остаётся сильным, участок проходится быстро.
Ниже устья р. Чульча уклон падает, и Чулышман приобретает равнинный характер. От прохождения участка от Чульчи до Телецкого озера на вёслах заставляет отказаться сильный встречный ветер, поэтому большинство групп заканчивают сплав в устье Чульчи с обязательной прогулкой до водопада Учар, расположенного в 8 км.
Аварийные выходы с маршрута
На нижнем Чулышмане аварийный выход сложен от начала Шавлинского ущелья, где заканчиваются подъезды со стороны Язулы и до р. Карасу, где от пос. Акташ по левому берегу к Чулышману подходит дорога из Усть-Улагана через пос. Балыктуюль. На этом участке на карте показана тропа, порой уходящая далеко от реки. Есть ли она по всему участку, и какого качества, неизвестно. Но поскольку на Нижнем Чулышмане весьма бодрое животноводчество, более-менее утоптанные тропы по берегу есть.
Выходить по реке стоит вверх – до пос. Язула, либо вниз – до одной из турбаз, где можно найти транспорт. Единственное место на этом участке, где есть люди – кордон Чодро, у кордона ведется строительство турбазы. На кордон раз в месяц прилетает вертолет, в самое ближайшее время там обещают наладить сотовую связь. От р. Карасу и до Телецкого озера по левому берегу вдоль реки проходит автомобильная дорога. Летом движение регулярное, весной машины ходят редко.
Регистрация в МЧС
В случае планирования прохождения туристских маршрутов, необходимо зарегистрироваться в поисково-спасательном подразделении МЧС России по адресу: 649000 г. Горно-Алтайск, ул. Алтайская, 26 кв. 2, тел. (388-22) 2-29-14, факс 4-17-97 или Главном управлении МЧС России по Республике Алтай по адресу: 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева 13, тел (388-22) 2-37-58, 2-37-64, факс 2-76-05, абонентам МТС по телефону 112 (звонок бесплатный).
Информацию о регистрации также можно направлять электронной почтой через Главное управление МЧС России по Республике Алтай на адрес: mchs_ra@mail.ru (с пометкой для Алтайского РПСП МЧС России), заверенные подписью руководителя группы или выпускающей организации, а также подтвердить данную информацию перед непосредственной отправкой группы на маршрут в подразделении.
Для регистрации указываются следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество, возраст и квалификацию руководителя группы и его заместителя, телефон, адрес места жительства;
- фамилии, имена, отчества, возраст, адрес места жительства участников группы;
- наименование, адрес, телефон выпускающей туристической организации;
- дата начала и окончания маршрута (мероприятия);
- маршрут движения с указанием контрольных пунктов (начального, промежуточных и конечного) и предполагаемое время их прохождения;
- маршрут преждевременного (аварийного) выхода;
- порядок связи с группой на маршруте;
- сведения о страховании участников группы на случай проведения медико-транспортировочных работ (наименование и контактные телефоны страховой компании, номера страховых полисов, сроки страховки).
После выхода группы с маршрута, но не позднее заявленного срока окончания мероприятия необходимо уведомить спасателей об окончании похода по телефону или прибыв непосредственно в подразделение.
Регистрация и консультация туристов по вопросам безопасного прохождения маршрутов и метеоусловиях в районе прохождения маршрутов спасателями проводится бесплатно.
Мы по электронной почте выслали требуемые данные за 7 дней до похода, затем по телефону из машины сообщили о старте и финише группы.
Сообщив в МКК о старте группы, попросили добавить к маршруту возможный радиальный выход на водопад Учар. В последний момент некоторые члены группы воспылали желанием совершить пешую прогулку.
Подъезд, переезд и отъезд
Из Нижнего Тагила в Екатеринбург добирались электропоездом, обратно автобусом.
До Барнаула ехали поездом 096 Москва – Барнаул, билеты приобретали за 60 дней до отправления. Обратные билеты на поезд 095 Барнаул – Москва брали индивидуальные за 60 суток до отъезда.
В настоящее время на реки Алтая самой логичной является прямая заброска одной машиной, либо с пересадкой на полноприводную технику, где это требуется. Существует множество фирм, осуществляющих перевозки. Хорошая картотека автоперевозчиков есть на сайте клуба «Альтаир-Алтай». Сразу решили, что подъезд-отъезд будут полностью автомобильные, без летнего варианта выброски на катерах через Телецкое озеро, т.к. не владеем информацией о навигации по озеру в мае.
Наша группа давно пользуется услугами ИП Козицин Сергей (8-903-948-8639, ksp727.mail.ru). За многие годы он не подвел ни разу, четко выполняя все договоренности. При необходимости может организовать комплексную заброску (микроавтобус + полноприводная машина, либо микроавтобус + лошади). Оплата возможна по безналичному расчету. Заранее платится аванс на обратную дорогу, сумма по договоренности.
В настоящее время у Сергея микроавтобус «Fiat Ducato» на 14 мест плюс два откидных сиденья, имеется прицеп под груз. Заброска на Чулышман ИП Стонт Макар Макарович (с. Акташ, 8-960-968-1035, 8-603-919-7704). Он нам понравился. Человек добросовестный и обязательный. Машина новая (вахтовка), в этом году поставил на нее дизельный двигатель. У Макара в Акташе есть своя гостиница (ул. Трудовая 9), если кто-то любит комфорт, можно воспользоваться.
Все автомобильные перевозки проводились по следующей схеме. Из Барнаула до Акташа ехали на микроавтобусе, пересаживались на ЗИЛ, который доставлял группу на Чулышман и забирал ее от Чульчи, и микроавтобус до Барнаула.
Техническое описание маршрута
Сокращения в тексте: ПП, ЛП – правый, левый поворот; ПБ, ЛБ – правый, левый берег, ЧХВ – чистое ходовое время, н/п — непроход; в скобках после названия препятствия – категория сложности для условий на момент прохождения.
Река Чулышман
04.09.2021
В назначенное время приехал ЗИЛ-131. Загрузились и в 08.20 часов выехали на Чулышман.
Вначале дорога повторяет заброску на Башкаус. Перед р. Иолду развилка, стоит указатель поворота на Язулу. Путь пролегает вдоль ПБ Иолду, грунтовка плавно забирается вверх на высшую точку – перевал 2167 м. Затем идет по ЛБ Баханди и В.Тартагая, высоко над реками и крутым серпантином спускается в долину Чулышмана к мосту. Сразу за мостом, на ПБ Чулышмана большая поляна и небольшой сосновый лесок. Дорога от Башкауса в приличном состоянии, но весной отдельные отрезки ее проходимы только для полноприводной техники, причем мощной. УАЗ-буханка, например, может и не пройти. Летом будет пригодна практически для любого транспорта.
Общее время переброски 5.15. Встали в лесочке, т.к. не очень хотели встреч с местными жителями, а так хоть есть небольшое прикрытие. Собрали катамараны в 17.15, решили не стартовать, поздно. Уровень воды оценили ниже среднего, что потом подтвердили пороги Шавлинского ущелья, он оставался неизменным – ниже среднего до конца похода.
05.09.2021
Собрались быстро, ночью прохладно.
Вышли в 10.30, температура порядка +8 на воде прохладно. Стартанули выше моста на 150м.
Сразу после старта пара мощных шивер, затем в течение 1.15 ЧХВ шиверы и перекаты 2-3 к.с.
Погода переменчивая без осадков, +15+18
Встали на ночевку на ЛБ.
06.09.2021
Вышли в 10.10.
1. Шивера. Сама из себя ничего не представляет. Просто интересней и мощнее всех предыдущих препятствий. Служит скорее как ориентир приближающихся порогов Шавлинского ущелья. Препятствия 2-4 не распознаются. До «Мини-Каши» около 5 минут сплава.
5-9. Каскад порогов и шивер (4 А).
Сюда относятся: порог «Мини-каша», шиверы «Катушка», №7, порог «Башни», шивера №9. Препятствия переходят одно в другое, ориентиры нечеткие. Первое же из них в корне отличается от всего предыдущего на реке, уклон становится гораздо заметнее, валы становятся выше и мощнее, появляются сливы и бочки, на камни порой сильные навалы. Все это заставляет активно работать и маневрировать.
Каскад прошли походной колонной за 35 минут, жесткий слалом, неочевидные проходы.
10. Порог «Поперечный» (4А). Первое препятствие, которое однозначно определяется. Начинается в конце прямого участка реки. В пороге каменистый остров с 3-4 деревьями и кустами. В самом начале острова слева впадает р. Адульгем. Основная протока левая, идет вокруг острова по плавной правой дуге. На входе серия невысоких сливов и валов, на выходе гряда обливных камней с валами, сливами и бочками. В правой протоке гораздо меньше воды. Чалка после порога на быстротоке к ПБ. Разведка по ПБ.
Прошли порог колонной с взаимостраховкой.
11-14. Порог-шивера (4В). Участок до порога «Стадо бегемотов-1» — по сути, длинная шивера, осложнённая сливами, валами, бочками, навалами на обливные и надводные камни. Сплав динамичный и напряженный. Линия движения довольно хорошо читается с наплыва.
Участок прошли колонной, четко соблюдая интервалы.
15. Порог (4А) На прямом участке группа камней перегородила правую часть реки.
Экипажи прошли колонной, нормально по основной струе, уходя от камней.
Ориентиром следующего препятствия может служить большой остров с деревьями. Основная протока левая. Через 100 м от острова гряда камней от ЛБ отжимаете струю под правую скальную стенку. Далее ЛП. Чалка к ЛБ либо перед ЛП, либо перед грядой камней. Во втором случае легче зайти в порог по оптимальной траектории.
16. Порог «Стадо бегемотов-1» (5А). Около 150 м длиной. Начинается через 150 м от острова на ЛП. В начальной части несколько ворот со сливами, затем основной поток перемещается вправо, левая часть замусорена. Далее навал на камни у ПБ с косым сливом, струя идет в центр. На выходе короткая горка в сужении с пологим сливом и валами. Чалка, страховка и разведка по ЛБ. Первым прошел К1 у ЛБ через слив с обливным камнем под правую гондолу, неприятный подбой. Это единственный вариант прохождения, воды мало. Остальные прошли аналогично. Страховали двумя спаскоцами с ЛБ.
Сразу за порогом на ПП начинается
17. Шивера (4В). Расположена на прямом участке реки. Длина 150-200 м. Перед ЛП – чалка на ЛБ для разведки. Шиверу прошли нормально, колонной.
18. Порог «Стадо бегемотов-2» (5А). Начинается на крутом ЛП. Две ступени. Первая – горка с большим падением, в русле большие глыбы. Участок с мощными валами и чуть менее мощными бочками отделяет первую ступень от второй, которая представляет собой водоскат на местном ПП напротив отвесной скалы ЛБ. Ниже порога короткий участок быстрой чистой воды.
После небольшого осмотра препятствие прошел К1 и Каяк тандемом страховали с ЛБ двумя спасконсами.
19. Порог «Черный клык» (4В). 200-250 м. Начинается от двух больших округлых троллейбусов, лежащих посреди реки. За ними продолжительная каменная гряда (в небольшую воду каменистый остров), делящая поток на две части. Основная протока – правая, по ней шиверой идет гораздо больше воды. Через 80-100 м от ПБ отходит гряда камней, необходимо резкое перестроение ближе к центру реки. Момент, когда необходимо отрабатывать влево с воды читается плохо. В левом потоке меньше воды, больше камней, может стать непроходимой в малую воду. В конце порога сужение русла и справа большой прибрежный камень черного цвета, давший название порогу. Напротив него слив через всю реку с мощной бочкой, у самого ЛБ слив пологий. В правой части потока, где идет основная линия движения слив двойной, соответственно с двумя бочками.
Порог прошли колонной, всё просматривается с хода.
Пр 20. Шивера. Расположена в 100 м ниже. В начале шиверы справа впадает р. Нижний Кулаш. В русле крупные полуобливные глыбы, но струя выражена достаточно четко.
21. Шивера (4А). Начинается практически сразу за преп. 20 у острова с деревьями, перед которым стоит большая глыба серого цвета. Река делает здесь ПП. Чуть больше воды уходит в левую протоку, но в правой струя более концентрированная и мощная, в начале слив с хорошей бочкой. По ПБ скальная стенка. За островом короткая горка со сливом через обливные камни и валы. По ПБ высокая осыпь. Сразу за горкой чалка к ЛБ перед порогом «Кульминация».
Шиверы прошли колонной, последнюю левым вариантом, причалили перед порогом. После небольшого просмотра прошли ещё метров на 120 ниже. Понесли вещи в конец порога попутно осматривая реку.
Осмотрели порог «Кульминация». Перед порогом есть достаточно хорошая стоянка, места для нескольких палаток найдутся в середине и в конце препятствия.
22. Порог «Кульминация» (5С). Самый сложный порог Шавлинского ущелья. Можно выделить две ступени. До них 70-80 м мощной шиверы. Обе ступени представляют из себя группы камней, перегораживающие реку, образуя сливы с навалами. В первой ступени камни меньше, чем во второй, расстояния между ними чуть больше. Между ступенями несколько сливов,во второй же ступени каждые ворота заперты ниже другим камнем, и при этом вторая ступень мощнее первой. Вода очень сильно наваливает на надводные камни, центральная глыба залита полностью, слив порядка 1,5 м с глубокой бочкой. свал воды с обливных камней тоже очень мощный. После гряды камней 30 метров спокойного быстротока, далее следует непростой участок с мощными бочками и валами (косыми и обратными), река делает ЛП, после него гладкий быстроток, это окончание порога.
Разведка обязательна для определения линии движения среди нагромождения камней. Вариантов прохождения основной части несколько, выбор в значительной степени зависит от уровня воды. Вдоль порога по лесу идет тропа для обноса рюкзаков. Катамараны, при необходимости, за 2 ступень можно обнести по прибрежным камням.
Ночевали на ЛБ ниже порога. Погода стояла солнечная +18+20.
07.09.2021
С утра выставили страховку, один спасконец после первой гряды и два после основной части. Первым пошел К4-1, вначале под ЛБ первую гряду, затем в центр обходя камень. Далее отрабатывали левей уходя от навала на центральную глыбу. Прыгнули в 1,5м слив и пошли в право вдоль негабаритных проходов, далее довернули влево и вдоль большой глыбы вышли из ступени. При прохождении Алексей заменил Евгению.
Вторым проходил каяк, аккуратно выдержал линию движения и встал на страховку в тени камня. Экипаж К4-2 прошел той же линией движения, без грубых ошибок. При прохождении Игорь заменил Екатерину.
Выходную ступень прошли штатными экипажами на взаимостраховке. Причалили на ЛБ и привязали рюкзаки.
За препятствием около 5 минут следует так называемый прогонный участок (4А). Здесь есть слив, 5-6 бочек, пара из них очень впечатляющих, обливные камни и жесткие валы. Перед ЛП чалка на ПБ, в русле на повороте крупные глыбы.
Причалили и пошли искать два рюкзака, которые спрятали весной. Рюкзаки нашли, даже мыши не прогрызли. Загрузили рюкзаки и подошли к порогу.
23. Порог (5А). Порог мощный. Состоит из двух ступеней, разделённых шиверой в 60-70 м. Первая – крутой слив-горка. Вся струя сваливает к ПБ и бьет в глыбу, лежащую у берега, далее череда валов, сливов и бочек, осложненная надводными камнями, которая постепенно переходит в шиверу.
Вторая ступень. После шиверы на ЛП поток упирается в гряду надводных камней. С воды проходы не читаются. Есть возможность чалки, предпочтительней на ПБ. Два варианта прохода, слева мощная горка, пенные ямы и прижим к скалам ЛБ. Правый вариант начинается серией сливов между глыб с неширокими проходами, далее участок валов. Завершается сливом с глубокой бочкой, образующейся на большом обливном камне.
Прошли порог правым вариантом первую часть, затем К1 и каяк слева, К2 справа.
Была пара набросов на камни, в целом прошли нормально. Причалили на ПБ и решили здесь остановиться, для поиска большого камня. Весной 10 мая в этом месте, при сплаве трагически погиб Татаринов Павел.
08.09.2021
С утра камень нашли, очистили место крепления пластины, просверлили отверстия и установили пластину, помянули Павла. Остались ночевать на этом месте. Весь день было тепло +20.
09.09.2021
После завтрака грузимся и начинаем сплав.
24. Шивера (4В). Начинается почти сразу после порога на местном ЛП. Очень длинная, с обилием обливных и надводных камней. Выделяются три бочки, занимающие больше половины русла. Последняя из них расположена в самом конце, после нее необходимо сразу зачалиться для разведки порога «Пустячок», разрыв между препятствиями очень короткий.
Шли колонной, зачалились на ПБ сразу после последней бочки. Вошли в шиверистую часть пор. 25. Причалили за 50-60м до окончания порога.
25. Порог «Пустячок» (5В). Начинается длинной шиверой. Водный поток делится на две примерно равные части, идущие у обоих берегов. Есть неприятные навалы на камни. После шиверы слив по всей ширине, в левой части его заварная бочка. За сливом скала причудливой формы, проход справа или слева, через 30-40 м ворота меж двух скальных обломков. Большая часть потока упирается в правый обломок (есть отбойный вал) и отразившись от него падает сливом 1,5-2 м с бочкой, слева за большой глыбой камень.
После осмотра, выставили страховку ниже порога на ЛБ 2 спасконца. Первым пошел К4-1 левым вариантом, прошли слалом ушли от навала на глыбу, вышли из порога. Каяк прошел аналогично.
К4-2 прошли левым вариантом огибая фигурную глыбу слева. При выходе накинуло на правую глыбу, стряхнулись и тут же попали на левый камень. Два килевых момента на 10м, через левый и правый борт.
26. Шивера (4В). За ПП поворотом после «Пустячка». Около 200 м. ПБ – скала, вдоль которой по плавной левой дуге несется узкий концентрированный поток. Вся левая часть густо замусорена камнями, через которую фильтруется часть воды и сливается двумя протоками ближе к концу препятствия. В меньшую воду здесь будет среднеглыбистая отмель. В середине шиверы по центру мощный котёл, перекрывающий почти все русло. Далее по всей ширине разбросаны в беспорядке валы и бочки.
27-30. Шиверы. Несколько препятствий, постепенно упрощающихся.
Долина постепенно расширяется, это конец Шавлинского ущелья. По берегам много хороших стоянок.
Последние препятствия прошли колонной. До реки Шавла 42 минут ЧХВ.
После устья Шавлы воды в реке значительно прибавляется. На протяжении 15 км река равнинная, разбивается на протоки.
На спокойной воде приходится активно работать веслами. Поэтому до порога «Бегемот» от места ночевки шли 2,28 ЧХВ. Не доходя 1,5км до пор. «Бегемот» встали на ночёвку на отмели ПБ.
Погода стояла ясная +21.
10.09.2021
С утра позавтраками и вышли на воду в 9,10. Через 15 мин дошли до каскада шивер.
31. Порог «Бегемот» (4А). Представляет собой 4-5 шивер с отдельными крупными глыбами в русле, разделенных быстротоками. Последняя из них самая сложная, в которой помимо валов есть пологий слив и бочка. При прохождении в бочке придержало катамаран секунд на 5-7.
Через 3-4 км на скале ПБ четко видны две светлые жилы в форме буквы V. От этой скалы до «Трубы» 22 минуты сплава. Непосредственно перед порогом два крутых поворота – сначала правый, потом левый. Для осмотра надо зачалиться перед ЛП на ЛБ, там есть полка.
Перед ЛП пристали к берегу, сделали небольшую разведку по высокому ЛБ.
32. Порог «Труба» (4В). За ЛП река сжимается высокими берегами, правый скальный. Река тут – бурный поток с высокими валами. Есть несколько крупных обливных камней и 2-3 бочки. За порогом 100 м спокойной воды.
33. Шивера «Предкаша» (4А). Довольно простое препятствие. Камни в русле, требуется маневрирование. Опасна тем, что практически без перерыва переходит в самый сложный порог нижнего Чулышмана – «Каша».
Ориентирами для причаливания является появление высокой светлой осыпи по ПБ (это уже начало порога), а также появление тропы по ЛБ – она скорее угадывается, чем просматривается.
Перед порогом на ЛБ хорошая стоянка среди деревьев.
С перечалками аккуратно прошли порог 32 и 33. На стоянке остановились, отвязали гондолы и упаковали их, челноком начали обнос «Каши» каркасы не разбирали. Всего затратили 2ч 20мин. На ночевку встали на поляне ниже порога. Погода стояла ясная +20-21.
34. Порог «Каша» — самое сложное препятствие на нижнем Чулышмане. Порог – это почти непрекращающаяся цепь мощных сливов, пенных ям, валов, бочек, навалов на камни на протяжении около 1,5-2 км с расходом воды порядка 80 м3/сек. Полностью оправдывает свое название. Обходных вариантов и канализаций не существует, надо обязательно влезать в самую кашу. По описанию В.Мустафина, можно условно разделить на 5 ступеней, которые можно рассматривать как самостоятельные пороги.
По ЛБ идет хорошая тропа обноса. Сразу от стоянки она забирается вверх и идет высоко над рекой, опускаясь вниз за порогом. Расстояние около 2 км. Во второй половине заросли кустов, при обносе собранных катамаранов возникают большие проблемы. С тропы достаточно хорошо видны только 2 и 3 ступени. При прохождении нужен детальный осмотр. Вдоль всего порога можно пройти по прибрежным камням.
Стоянка есть перед порогом, на берегу среди деревьев. Отсюда, тропа поднимается на полку, где тоже можно стоять среди кустов. В конце тропы, за порогом есть еще одна. Из всех самая удобная первая.
Поставили палатки ночуем.
11.09.2021.
Встали как всегда в 6,00 дежурные, остальные в 7.00. Вышли в 9.15.
35-37. Шиверы. Хорошие шиверы, перемежающиеся участками быстротока.
До порога «Ворота» шли 20 минут.
За 200 м до порога на крутом ЛП небольшой порог. Присутствуют все атрибуты: сливы, мощная струя, камни. Простой, но может служить в качестве ориентира. Через 50 м становятся видны большие скальные обломки, перегородившие реку. Чалка и осмотр по любому берегу, предпочтительнее правый, т.к. вдоль него осуществляется проводка катамаранов.
На сам завал очень сильный навал, катамараны ушли на ПБ.
38. Порог «Ворота» (4А). Образован большими скальными обломками, перегораживающими реку. Между ними щели не более 1 м, застрявший плавник. Перед обломками мощная шивера, которая образует на них сильный навал. Единственный существовавший ранее нормальный проход у ЛБ ныне завален обломком скалы в результате землетрясения. Однако у самого ЛБ остался узкий (чуть больше ширины катамарана) проход сложной формы с навалом на камни в конце. Проход вдоль ПБ по средней и ниже воде закрыт на выходе камнями и используется для проводки катамаранов. Зачалились перед порогом на ПБ. В нашу воду под ПБ прохода небыло. Обнесли по верху каты, спустили на воду в 30м ниже завала. Второй ходкой принесли рюкзаки.
39-41. Шиверы. Упрощаются по мере удаления от «Ворот».
До правого притока Куркуре 20 минут сплава. Остановились сразу после впадения притока.
В 300-400 м от устья р. Куркуре находится красивый водопад, высотой порядка 15 м.
Подойти к нему можно по любому берегу. Далее есть тропа, по которой можно подняться ко второму водопаду. Он менее высокий, но не менее красивый. Перешли по мосту на ЛБ р.Куркуре осмотрели водопад, сфотографировались. Вечером прошлись вправо вдоль склона, в поисках тропы, не нашли. Весь день переменная облачность +18.
12.09.21.
С утра подъём, сборы и прогулка по ПБ Куркуре на осмотр верхних водопадов. Всё красиво и опасно, речка мечется в скальной щели падая водопадами. Каякеры проходят.
42. Шивера.
Дальше на реке до Туданского каскада препятствий нет, кроме перекатов и плёсов.
После шиверы, километра через 1,5-2 прямо с воды виден высокий водопад на правом притоке Карасу. Напротив домики турбазы. По ЛБ в долину Чулышмана спускается дорога. Еще через пару километров, после моста, справа впадает река Катуярык. На ней 2 водопада, первый менее чем в 1 км от устья.
Примерно через 3 км первое препятствие Туданского каскада. Пошел дождь с сильным ветром навстречу.
43. Порог-шивера с крупными надводными камнями, но несильным течением. Проходы широкие и видны с наплыва.
44. Порог (4А). Начинается за резким ПП. Река перед порогом разбивается на три протоки, лучше держаться правее. Затем река делает поворот направо, и здесь по диагонали к руслу от ЛБ река перегорожена камнями и глыбами, есть навалы.
Участок прошли колонной. Перед порогом притормозили, сделали краткий осмотр. Порог действительно простой, но на заходе совсем не просматривается линия движения.
45. Шивера (4А). Расположена через 200-300 м. В русле надводные камни, валы и несколько мощных бочек. На ЛБ у воды в начале и в конце шиверы большие глыбы. Впереди видно нагромождение скальных обломков в русле.
До порога от водопада 1,58 ЧХВ.
Остановились прямо перед порогом на ЛБ на пляжике. Осмотрели порог, мощно, обнесли вещи метров 500 до рощи внизу.
46. Порог «Туданский» (5В). Красивый. Около 200 м. Разведка возможна по обоим берегам, предпочтительнее по левому. Перед порогом сильный подпор, вода практически стоит. Вход в порог разделен двумя крупными скальными обломками на три части. Между ними сливы высотой 1,5 м: левый с обливным камнем в сливе; средний прямой и чистый; правый проходим только в большую воду. Ниже левого слива в русле скальный выступ ЛБ, на который наваливает. Далее быстроток-плес 50 м. Струя с прижимом упирается в глыбу по центру русла и образует узкий слив влево с навалом на камень ЛБ. Справа от глыбы в большую воду открывается проход с очень сложным сливом. Ниже идет 100-метровая цепочка мощных валов и бочек, а также навалов на камни до конца порога. За порогом хорошая чалка к любому берегу.
Порог проходили поочередно. Страховка 4 морковками в конце порога плюс первым прошедшим катамараном. Первым проходил К1 через центральный слив, затем вошли во второй слив и ушли наискосок к ЛБ. Остальные прошли подобно с небольшими вариациями.
После 50-70 м быстротока начинается шивера-порог (4А), не упоминаемая в лоциях. 150-200 м. В русле много больших камней, неширокие проходы, есть 3 слива. В середине, после второго слива, навал на два больших булыжника. Проход слева. Правый путь приводит в скопление валунов. По всем канонам, можно считать второй ступенью порога «Туданский».
От конца шиверы до порога «Коварный» около 5 минут хода, одно препятствие.
47. Шивера. Есть подводные и надводные камни, проходы широкие, струя выражена четко. После шиверы плес порядка 100 м на небольшом ЛП.
Перед порогом остановились.
48. Порог «Коварный» (5В). ~300 м.2 ступени. Вход в порог перегорожен грядой больших валунов. Начинается горкой, упирающейся в камень по центру русла. На него сильный навал. Вправо мощный косой слив. Слева широкий проход, но туда идет меньше воды. После 60-80 м спокойной воды мощный слив с бочкой и навал на гряду камней от ПБ. Затем длинная цепочка мощных валов. На выходе сильный навал на камни по центру реки и узкие косые ворота под ПБ.
Порог проходили правым сливом, собираясь в уловах за первой ступенью и за порогом.
Перенесли страховку ниже за 2 ступень, левый берег очень неудобен для хождения, крупные глыбы.
Первым прошел порог К1, разогнались и прошли слив с навалом на правую глыбу, все нормально. Вместо Евгении порог проходил Ильичев Алексей. Вторым пошел К2, недостаточно четко отработали от глыбы, навалило, упали в слив. Кат выправили и прошли до конца первую ступень. После осмотра перенесли страховку за вторую ступень. Первым пошел К1, пробили бочку и далее по валам с обходом слева камней на выходе. Затем прошел К2примерно по той же линии, осложнений не было. Прохождение каяка отложили на следующий день.
Спрятали каты под скалой ЛБ и вернулись к рюкзакам на поляну закрытую скалами. Ночью шел дождь. Температура +18.
12.09.21.
С утра вышли в 9.05, выставили страховку, каяк пошел 1 ступень правым вариантом. Точно прыгнул в слив, закусило, вышел и прошел 1 ступень. Страховали с ПБ двумя морковками. Перенесли страховку ниже 2 ступени.
Каяк разогнался, прыгнул первый слив, удачно и вошел в дорожку валов. Был подбит и перевернут, попытки подняться на киль не получились. Отстрелился от лодки и самостоятельно вышел на ЛБ.
К1 вышел на струю, поймал лодку и вывел её на ЛБ. Затем пошли, поймали весло и вывезли его на берег. Собравшись все вместе привязали рюкзаки и продолжили сплав.
49. Шивера. Скорее это каскад шивер, разделенных спокойными участками. Есть бочки, навалы на камни, мощные валы. Начинается сразу за «Коварным» и продолжается практически до «Итыкайского». Участок идется за 15-20 минут.
Прошли колонной 19 минут и встали на ПБ. Впереди порог «Итыкайский»
50. Порог «Итыкайский» (5А). В конце спокойного прямого участка река упирается в гряду камней, линия движения с воды совершенно не просматривается. Длиной около 200 м. Состоит из 2 частей, совершенно разных по характеру. Начинается длинной горкой с хаотичным нагромождением обливных и надводных камней, на них навалы, между ними сливы. Без перерыва формируется мощная струя с валами, бочками и сливами. Заканчивается сливом по всей ширине реки через гряду обливных камней.
После небольшого осмотра начальной части и выбора линии движения порог прошел К4-1 и каяк, затем К4-2. Входили чуть левее центра, затем смещались в центр. Пару раз посидели на камнях. Шли с взаимостраховкой. Каяк шел левее основной струи, притормаживая и проглядывая линию движения. Прошел чисто без навалов на камни.
Через 100 м спокойного течения на ЛП начинается:
51. Шивера (5А). Прямой участок реки между двумя ЛП с большим падением сжат скалой ПБ и высокой осыпью ЛБ. Основные препятствия – широкие и глубокие бочки, расположенные в русле в шахматном порядке, а также высокие и жесткие валы.
52-54. Шиверы (4В-4А). Несколько мощных шивер на протяжении 1-1,5 км, которые постепенно упрощаются.
Далее появляются плесы, но река окончательно не успокаивается почти до устья Чульчи. После каждого плеса в обязательном порядке следует либо шивера, либо горка, иногда со сливами и бочками.
От порога «Итыкайский» шли походным порядком. За 51 шиверой, которая очень впечатлила, и парой следующих, передовой катамаран вставал в улова на подстраховку. За 7 км до р Чульча начался очень сильный дождь со шквалистым встречным ветром. Пришли на базу «Учар» в 18:30, сняли домики и заказали баню.
13.09.2021 Утром ярко светит солнце, тепло.
Разобрали к-ны, пришла машина, загрузились и вперед, ночевали в Майме.
14-15.09.2021
Доехали до Барнаула, закупили продукты в поезд и поехали. 15 сентября были в Нижнем Тагиле.
9. Итоги, выводы, рекомендации.
Маршрут пройден полно и уверенно. Все запланированное выполнено
На реках много определяющих и предопределяющих препятствий.
На Алтае осенью день короче чем на Урале, в 21час уже темно. Чтобы максимально использовать светлое время мы работали так: в 6.00 подъем для дежурных, остальные в 7.00.
Надо продуманно строить график движения и максимально эффективно использовать время работы на реке.
По нашей воде впечатлило Шавлинское ущелье Чулышмана. По малой воде начальные пороги представляют из себя сильно замусоренный камнями поток. Часто с единственной линией движения. Очень плотная, продолжительная полоса препятствий. Группа четко должна представлять свои возможности, и соответственно, выбирать режим движения. Порог «Кульминация» является самым сложным пятерочным препятствием на реке. Очень непростой проход, который ещё нужно аккуратно выполнить, не попав в негабаритные сливы. Нижние пороги более водные и мощные, требуют внимания и тщательной страховки.
Погода была ночью было до +5-7, днем +15-20. Два раза был дождь. В день выезда был встречный шквалистый ветер с сильным дождём.
График движения был не напряженным.
Сложность маршрута может значительно меняться в зависимости от уровня воды, поэтому он не рекомендуется группам, не имеющих опыта 4 к.с. В целом маршрут осенью понравился.