Рассказ Евгении Горевой о сплаве по Койве в июле 2022 года,

без технических подробностей, то есть лирический

Вступление (необязательное)

Конец июля 2022 года… Водный сезон, который, обычно, начинается весной и завершается осенью, уже перевалил свой событийный и смысловой экватор.

За это время со мной случились (как это говорится — «для справки»):

• «Ледокол-2022» на пороге Ревун, — апрельское начало освоения порогов на пакрафте (он же — лодка, пак, пупындра);
  • водопады Южаковский и Серебрянский, — съездила главным образом за компанию, без участия в экстриме;
  • соревнования (катамараны; пакрафт; рафт) на Тагиле и на Чусовой, — в результате — какие-то медальки;
  • весенние походы по башкирским Инзеру, Лемезе, Березяку и по местному Вижаю – снова пакрафт;
  • семинар по безопасности на том же Ревуне, — где в свободное от семинарской программы время обкатала уже все пороги на своей желтенькой «пупундре»;
  • в июле — катамаранный поход на Алтай по шикарным горным рекам 4 кс Кумиру и Коргону, сразу после них – душевная гармонизация в спокойствии Уральских гор и «матрасной» Чусовой на «паке».

Все это, конечно же, с Виктором Ивановичем (далее — ВИ) – моим партнером, другом, любимым.

И вот, в самом конце среднего месяца лета, наметился новый для нас формат путешествия:

Вдвоем и без оружия гарантий

Исходные условия: у нас есть пакрафты, три дня (ПТ-ВС) и весьма ограниченный бюджет. Охота «погулять» неподалеку от дома, без серьезных нагрузок, отдохнуть, а также опробовать сплав только вдвоем.

ВИ, со знанием дела, предлагает пройти Койву, поделив ее на три этапа. Первый, актуальный – от Тискоса до Старого Бисера.

Как обычно, легко соглашаюсь, не особо вдаваясь в подробности – ведь очень хорошо в таком деле иметь опытного партнера, мужчину, который умеет создавать для нас такие вот события.

Уже перед выездом, ВИ нашел несколько лоций по реке и сказал, что от Тискоса до Бисера — слишком малый километраж и мы его одолеем за день, лучше стартовать от следующей станции Теплая Гора. И то, возможно, наш сплав кончится быстрее, чем мы планируем, всего за 2 дня…

Единственный момент, который меня смущал – как мы доберемся обратно? Ведь завершаем путь у пос. Старый Бисер, а ж/д станция, где можно сесть на электричку, находится в 12 километрах в соседнем поселке, название которого просто Бисер.

Поискав информацию в интернете и не найдя ничего вразумительного, выбрала лучший «ненаучный» способ решения данной проблемы – «как-нибудь» и «авось»… У эзотериков это называется – «довериться Вселенной» или что-то вроде того. В крайнем случае, придется дойти, хотя и не очень радовала перспектива шагать с рюкзаками так далеко…

29 июля 2022 года

До Койвы доехали на электричке Тагил-Чусовская, ходит подобная 2 раза в день. Довезла нас до Теплой Горы, это поселок такой, довольно большой. В пути — около 3 часов, при этом, поезд долго стоит на ост. Европейской. Стоимость билетов 137руб. и 103 руб.

Интересно то, что на Европейской в поезде сменяется рабочий состав (охрана, контролеры, и видимо, машинисты), и нужно покупать второй билет (первый мы приобрели в кассе родного вокзала). Вот ведь, оказывается, в железнодорожных Европе и Азии – свои порядки и финансовые потоки.

В Теплой Горе местный дядечка вывел нас на правильную дорогу до реки. Шли минут 15, с заходом в магазинчик, где было куплено всё, недостающее для минутного счастья – томатный сок и шоколадка.

И вот, за кустами – показалась реченька. Да хорошенькая, да меленькая такая.

Мимо проплыли 2 рыбака на резиновых лодках (мы с ними еще пересечёмся), как раз в тот момент, когда я одевая шорты, сверкала «пятой точкой» в сторону реки, легкомысленно полагая, что там мне некого стесняться.

Переоделись, упаковали вещи в гермомешки (вставляются через молнию-тизип внутрь лодки, перед тем, как ее накачивать) и драйбеги (гермо-сумочка на 30 литров, которая крепится на нос пакрафта снаружи). Порадовались, что всё отлично вмещается и по весу вполне сносно.

Перекусили, сфоткались за здравие и пустились в путь. С Богом!

ВИ пьет томатный сочок «Добрый» на фоне поселка Теплая Гора, добреет. Стапель.
К сплаву готовы!!! Время 12-46 (фото-отметка не даст соврать)

Поплыли! Ах, эта прелесть подобных путешествий, когда ты не знаешь, что ждет тебя за следующим поворотом реки!!!

Койва – несложная, особенно летом, никаких тебе порогов, экстрима, можно просто махать веслом (или отдыхать, развалившись в «пупындре») и получать удовольствие от неспешного скольжения по воде, сменяющихся пейзажей, разговоров. А сейчас, всё окружающее пространство еще наполнено солнцем, голосами и полетами птиц, ароматами цветов и деревьев.

Сначала, по берегам встречались местные — купающиеся, отдыхающие, рыбачащие. Ведь когда сплавляешься, испытываешь особое удовольствие от общения с теми, кто на берегу, — приятно поприветствовать, поболтать, обменяться эмоциями с абсолютно незнакомыми людьми. Вас как-то свела река на краткий миг и вряд ли вы когда-нибудь еще пересечётесь…

Потом люди «кончились» и осталась лишь природа. Река то мельчала настолько, что приходилось становиться пешеходом, подтягивая лодочку за собой. То, наоборот, демонстрировала вполне солидную метровую (или чуть больше) глубину и усиливала течение, — это были моменты кайфа, когда ты позволяешь воде просто нести тебя, в пространстве и во времени, медленно и мягко.

Очередная мель

Иногда на берегу что-то привлекало наше внимание, мы выходили это посмотреть-«пощупать» вблизи. Например, мощный кедр с шишками, на котором заметили вбитые скобы и висящую лесенку (ВИ сказал, что нам только кажется, что все эти деревья в лесу бесхозные, и скорее всего, у этого дерева есть «владелец», кто снимает здесь урожай).

Так и плыли, и плыли, и плыли…

Снова встретили тех двух рыбаков, что прошли мимо в лодках в самом начале нашего пути. В этот раз они были сидящими у костра и обедающими.

Один раз мы тоже перекусили – нарезали салатик с бутербродами. ВИ порыбачил даже —  спиннингом на любимую свою рыжую мушку, которую местные рыбы не сочли интересной…

Когда завечерело, актуальным стал вопрос – сколько же мы уже проплыли (надо же как то ориентироваться)?

По имеющейся у ВИ лоции, первая четкая отметка – железнодорожный мост у Тискоса (приток Койвы). И его отсутствие до сих пор, означало, что мы движемся со слишком малой скоростью. Наши предшественники (авторы читаемой ВИ лоции) проходили по этим местам в мае, когда река была полноводнее и быстрее, поэтому соотнести наши и их скорости было важно.

До того, как мы увидели мост, послышались грохотания идущего по нему поезда, но ВИ заметил, что по реке звук слышно издалека, за много километров. Мост, к счастью, показался раньше, что означало – первые 12 км сплава мы одолели. Осталось еще то ли 20 км с чем то, то ли 38 км (такие вот разночтения встречаются в лоциях).

Радость встречи с мостом у Тискоса

Вскоре после моста, мы поняли, что выдохлись и пора искать — «где утомленному есть чувству уголок»…

Место для ночлега — оно же не может быть каким попало. Желательно найти приятное пространство, где ты проведешь вечер, ночь и утро своей жизни.

Люблю светлые места с полянкой и соснами, куда попадают и утренние и вечерние лучи солнца. И чтоб у берега было течение, а не стоячая вода. Если в таком месте есть еще и костровище с удобствами (очаг, а иногда даже сидения, столик), так это просто замечательно. Это уже готовая стоянка, найти подобную и свободную – удача.

В этих местах Койвы – стоянок очень мало, но нам повезло и в 19-20 мы уже были на берегу. Вытащили вещи из пакрафтов, поставили палатку, начали готовить обед – снова салатик и гречу с тушенкой.

ВИ – мастер на все руки

На берегу обнаружилась лягушка, и чуть выше — сухая земляная норка. В итоге эти объекты совместились – норка оказалась домиком данной лягушенции. Я пыталась её подкормить, но тщетно – предложенная еда была проигнорирована.

Вечер продолжал приносить приятства: мы кушали, пили красное вино, а по толстой березе перед нами бегала малюсенькая ящерица. Хотелось дать ей имя, но… это бы означало, что я беру за нее ответственность, а она итак уже побита жизнью, существо с обломанным хвостиком…

Безымянная ящерица

Мимо проплыл один из наших старых знакомых — незнакомых рыбаков на своей резиновой лодке, спросил: «Вы уже на ночевку встали?».

— Да, — доложили мы и подумали, что дяденька сам планировал тут заночевать.

— Ладно, я дальше поплыву, мы ниже встанем, — добавил рыбак напоследок.

Через часик появился его напарник, узнали мы об этом по крику: «Леха, ты?» (в тот момент с реки нас не было видно). Также инкогнито сообщили, что Леха уплыл и встанет ниже, чем заслужили благодарность отставшего рыбачка.

Усталость и вино сделали свое благое дело, мы залезли в нашу уютную палаточку, похвастались друг другу — у кого что болит, послушали вместо сказки на ночь аудиокнигу «Кыся» и окончательно вырубились…

30 июля 2022 года

Дрыхли долго, встали уже в 10-м часу утра. Неспешно приготовили завтрак, поели, собрались и уже тогда решили, что сегодня хорошо бы пройти как можно больше, иначе есть опасность — не успеть к электричке.

Мы ведь не знаем – сколько еще плыть, 20 километров или больше 30-ти.

Река дальше текла примерно также – изменяя глубины и скорости (в целом, очень небольшие), предлагая нам свое русло с поворотами, прижимами, разбоями, островками, перекатами и отмелями.

На берегах часто встречались покосившиеся деревья, нависающие над водой под разными углами. Возможно следующей весной в половодье их все-таки унесет рекой, — это предположение у меня вызывало некую грусть. Но утешала мысль — ведь пока-то они живы и мужественно цепляются корнями за землю.

«Пизанская» ёлка на Койве

Этот день был для меня богат на ассоциации и образы – множество уже вырванных половодьем деревьев в завалах, воспринимались чем-то или кем-то другим в их причудливой геометрии и узорах – людьми, зверюшками, чудищами… Особенно когда выплываешь из-за поворота, и перед тобой предстает вот такая, например, картина:

Привет, мы вас ждали!!!

А слияние водорослей, в воде опутавших ветки или камни, давало еще больше вариантов для ассоциаций и фантазий. Представьте, что вся эта речная конструкция двигается, меняется, омываемая струями и кажется живым существом. Смотришь на это и понимаешь, какой великий художник (скорее, целая группа архитекторов) сотворил земную природу и сколько в этом восхитительной красоты, напитывающей человеческую Душу…

Было уже около 12 часов дня, когда мы проплыли мимо стоянки рыбачка Лехи со товарищем, а там еще — тишина, лодки – перевернуты на берегу. Видимо, люди очень устали вчера и теперь отдыхают. Ни в этот день, ни в следующий, нас они уже не догнали.

Мы плыли дальше также, как и вчера, то нагребались, то расслаблялись, но в этот день гребли поактивнее. Чуть пореже приходилось выходить из лодки и тащиться по мелководью, воды стало больше, чуть-чуть.

ВИ в активной фазе

Иногда ступали на берег по тому или иному интересу. ВИ рыбачил, забрасывая спиннинг, то с берега, то прямо с лодки, но рыба все также не хотела ловиться, хотя плескалась и играла, выпрыгивая из воды. Видимо, предлагаемая им блесна-наживка была не очень подходящей.

Мне нравилось смотреть в воду, где роились стаи мальков. Некоторые были совсем младенцы — не больше сантиметра, совсем растерянные, только привыкающие к своей жизни и водному миру. Другие, достигшие 5-7см — этакие рыбьи подростки, порывистые, сбивающиеся в шаловливые компании.

Попадались и рыбки побольше, под водой все время кто-то носился. Несколько раз ловила взглядом окуней, двигающихся стремительно, резко. Видела, сидя в лодке и глядя сквозь воду, небольшую щучку, которая наоборот, стояла неподвижно, как будто узкая дощечка в крапинку. Но я моргнула, и в следующий момент «дощечка» исчезла…

Когда солнце вошло в зенит и сделалось очень жарко, захотелось купаться, для этого находили более глубокие воды с удобным каменистым берегом. Прелесть уединенных мест еще и в том, что можно поплавать голышом…

Лоция слабо сходилась с тем, что виделось по берегам, и это слегка напрягало. Но мы сделали логичный вывод: здесь не только весенние и летние скорости сплава, но и пейзажи — могут серьезно отличаться.

Однако, очень радостно было проплыть наконец-то под двумя ЛЭП, которые были указаны в лоции, — как будто нашлись реальные сцепки между миром бумажной теории и нашей живой реальностью. Хотя электрические вибрации  и давление на голову, которые ощущаются в местах пересечения ЛЭП и реки – очень неприятны.

Ближе к вечеру уже сильно устали и ВИ скомандовал: ищем стоянку!

Не понравилась первая, которую мы вышли осмотреть — без нормального места для палатки, и с дровами — проблема.

Второе потенциальное наше прибежище — на широком повороте реки в хвойном лесу, имело единственный плюс — хорошо оборудованное костровище, с сидениями и приготовленными дровами. В остальном – кривая, бугристая, с большим оврагом рядом. Здесь уже сейчас, в 18-30 не было солнца. А река у берега представляла собой заводь со стоячей зеленой водой и водорослями. Напротив, на другом берегу — просто кладбище нанесенных рекой деревьев.

— Не, тут очень плохо, я здесь спать не смогу! — запротестовала, хотя видела что ВИ готов остаться, так как очень устал и проголодался. Но, немного поспорив, согласился плыть дальше и искать что-то получше. В качестве компромисса, мы взяли отсюда немного припасенных дровишек.

Третья стоянка была вполне сносной – светлая, солнечная. И река здесь текла, в этом месте даже сходились два ее течения (или впадал какой то из притоков). И хотя я видела, что тут сыровато и полянка совсем небольшая, из-за нашей усталости нужно было принимать сейчас то, что есть и оставаться.

Сготовили ужин – картошка и бутеры с колбасой. Обсудили, что раз мы не знаем точно — сколько километров уже позади, то завтра придется встать пораньше. Аж в 6 утра, чтоб был запас ходового времени. Так то, 6 утра — обычное время подъёма для серьезных спортивных походов, но мы же, типа, отдыхаем…

Уставший ВИ готовит картошечку
Уставший ВИ говорит, что завтра надо бы встать в 6 утра

Зафиналили начатую вчера бутылочку красного вина, потом еще попили чаёк с пряниками под «Пикник» и Арбенину в моем телефоне. Что еще нужно для счастья уставшим туристам? Упасть и уснуть! Сразу или не сразу – это уж как получится или по настроению…

Среди ночи, когда мы крепко и сладко спали, раздался громкий и резкий звук – как будто чье-то тяжёлое тело упало в воду. Мы одновременно вскочили, я – напряглась, потому что подобный звук уже слышала несколько лет назад у реки Чулышман на Алтае, сидя ночью в одиночестве у костра в ожидании звёзд. Тогда я испугалась так, как ни разу в жизни до этого…

Когда ты соприкасается с чем-то неизвестным, то как правило, ум ведёт себя неконструктивно и начинает подбирать варианты из известного спектра, а точнее — нагнетать те или иные страшилки. Например, еще недавно, при подготовке алтайского путешествия, мы поизучали тему встречи человека и медведя в дикой природе. В диких местах Урала медведи же тоже водятся…

В общем, я сразу же начала тревожно прислушиваться к новым звукам, пытаясь хоть как-то объяснить происходящее, чтоб определиться с действиями.

А ВИ просто открыл палатку и высунул голову наружу. Я сунула ему телефон со включенным фонариком. Он стукнул мне по лбу локтем (нечаянно) и немного посветив куда-то в ночь, сказал: «На берегу никого нет, еще и туман».

Потом вернул всего себя в палатку, взял меня за руку и мы лежали, прислушиваясь и шепотом переговаривались на тему: что за хрень происходит??? Через какое-то время он засопел, уснув (утром сказал, что повернулся на бок, мудро оставив сверху именно то своё ухо, которое плохо слышит).

А я, еще, наверное, пару часов лежала, вслушиваясь в окружающее пространство. Долго рассказывать – сколько всяких звуков, неведомых и пугающих, эта ночь мне подарила: кто-то двигался вокруг палатки и даже её касался, ходил по реке, пыхтел, ворчал и т.п. А еще издавал гулкие звуки, которые, в какой то момент, я осознала — были стуком моего накачанного адреналином сердца…

А в 6 утра зазвенел будильник!

31 июля 2022 года

Раннее утро, я не выспалась. ВИ, наверное, тоже. Но мы, как и договаривались с вечера, дисциплинированно встали, обсуждаем ночное происшествие. ВИ поискал следы на берегу (хотя по его версии — звук шел с противоположного берега), нашел что-то, похожее на отпечаток копыта.

— Ага, это был чёрт, которого мы притащили с чужими дровами из того темного места?! – подумала я, но вслух предположила: «Кабанчик?»

На том и порешили, что, скорее всего, это был местный кабанчик. Мы ведь своей палаткой перегородили прямой и привычный ему спуск к реке, он пошел в обход через траву и спрыгнул (или свалился) с более отвесной части берега.

Всё это обсуждая, мы быстро приготовили какую-то странную эко-кашу из полбы, которую я прикупила в магазине «Мишкины гостинцы» и зажевали вполне обычные бутеры с сыром. Выпили кофе со сгущенкой — настроение заметно улучшилось.

Перечитали лоцию, ВИ сделал вывод, что плыть нам, скорее всего, осталось не больше 8-10 километров, осилим за 3-4 часа. Желательно в 12 закончить сплав, так как в 16-33 электричка, а до станции еще как-то нужно добраться.

Вышли на воду в 7 с небольшим. Вскоре справа на берегу появилась гора, похожая на огромную кучу камней, — логично решили, что это Громовая, подтверждающая верность утренних расчетов ВИ.

На горизонте справа – так называемая Громовая гора

После нее берега Койвы стали ещё более пологими, впереди нас ждало ещё больше перекатов и мелей. Приходилось все время лавировать, выбирая такие места, чтоб худо-бедно, но плыть, а не шарашиться по мелководью. Иногда это удавалось, иногда нет. Утренний воздух был прохладным, мокрые ноги не успевали согреваться, и я напялила неопреновые носочки.

Река снова повернула, открывая взгляду довольно крупный ручей, рядом с которым была отличная стоянка. А за ней виднелась тропинка, манящая в лесок, в горку. Предложила ВИ причалить и набрать воды в бутылочки, а потом и проверить это место на грибоносность, так как вокруг именно такой лес, где они должны водиться.

Мы бродили вокруг, собирая дождавшиеся нас красноголовики, крепкие, аккуратные. За лесочком сверху обнаружилась проезжая лесная дорога, и я, спрятанная деревьями, наблюдала, как с нее свернул человек с рюкзаком, с удочкой и направился в сторону реки. Пошла тихонько за ним, заготавливая фразы для начала беседы.

Меньше всего рыбак предполагал встретить в этих местах мадам моего вида, вопрошающую о близости поселка Старый Бисер. От него я узнала, что до деревни примерно 5-6 километров, а он от меня — всё об удобствах и комплектации наших лодок.

Вскоре из леса вышел ВИ с грибными трофеями, я его порадовала полученной информацией, и мы поплыли дальше.

ВИ и дары леса

По берегам реки, снова начали встречаться рыбаки, каждый из которых нам сообщал цифру расстояния до деревни, и она все время уменьшалась. Так, с обратным отсчетом, мы таки добрались до Старого Бисера примерно к 12 часам дня.

Антистапель — на правом берегу перед мостом, по которому прогромыхали несколько груженных лесовозов, поднимая облака пыли. Мы разобрали и упаковали лодки, переоделись, сложили рюкзаки и вступили в самую тяжкую и неопределенную часть пути.

Сначала идти было легко, видимо эффект переключения вида активности добавил сил. Справочно общались со всеми местными жителями. Одна дама, рассказала нам, что никаких автобусов здесь нет, и округлив глаза, уточнила – знаем ли мы, что до станции идти 12 км и пешком это очень далеко?

Да, мы это знаем! Но, у меня такое классное состояние и ощущение, что все происходит как надо и помощь вскоре будет.

Наверное, это было что-то подобное ситуации Гарри Поттера, когда он принял Феликс Фелицис — Зелье Удачи. Как будто ты двигаешься по внутренним ощущениям и по расставленным для тебя знакам, ведущим к цели и пространство пути просто творится вокруг, самым наилучшим для тебя образом…

Проходим мимо плотины, открывается вид на огромный красивый пруд, за которым виднеется множество домиков, дружно соглашаемся — какое это приятное место, Старый Бисер.

Отвергаю предложение ВИ сходить к плотине, посмотреть ее поближе, чувствую – нужно двигаться вперёд, по дороге, не отвлекаясь на второстепенные элементы. И мы двигаемся.

Дорога каменистая и пыльная, идет все время в гору, поворот за поворотом. Солнце в зените, напекает макушку. У ВИ тяжелый и очень неудобный для пеших походов рюкзак-драйбег. Транспорта на дороге нет, вообще, никакого…

Прошли, наверное, километра полтора, когда нам навстречу вылетела Скорая помощь. Я говорю в окружающий мир, что нам тоже нужна помощь, причем поскорее. ВИ возражает: «Да не дай Бог!». Объясняю, что это не про болезни и медицину, просто нужна помощь в нашей ситуации – добраться до станции.

И вот, наконец, нас догоняет большой автомобиль, жестами просим водителя подвезти, но он проезжает мимо, «не повернув головы качан», оставляя после себя столбы пыли. Слушаю свою реакцию – внутри всё спокойно.

Идем дальше, обсуждая — с какой скоростью нам нужно двигаться, чтобы успеть к электричке, понимаем, что вряд ли такими темпами успеем. Ведь чем дальше – тем тяжелее, рюкзак все сильнее давит на плечи. У меня начинают болеть ноги, ВИ мужественно молчит о том, что болит у него.

Сзади снова слышится звук едущего автомобиля, на этот раз водитель остановился и объяснил, что салон у него полон, поэтому «уж извините, не могу вас взять». Благодарим, двигаемся дальше сами.

Отмечаю «про себя», что, похоже, событие начинает уплотняться, и третий знак будет «в яблочко». Третья машина – оказалась Скорой помощью, уже несущейся обратно. Сидящий за рулем человек усмехается и машет нам рукой, лихо проезжая мимо.

К этому времени мы без остановок добрались до высшей точки дорожного горного перевала, а по времени наша «пешка» длится уже более часа. Встаём передохнуть, попить воды, сбрасываем тяжелые рюкзаки, и слышим — сзади приближается еще одна машина.

На этот раз происходит именно то, чего мы так ждали: «ниссан» останавливается рядом, водитель спрашивает: «Куда вам нужно?», объясняем. Соглашается довезти не до станции, а до шоссе перед деревней Бисер. Мы, конечно, киваем, — лишь бы вперед!

Едем достаточно долго, чтобы понять, как нам повезло с авто-помощью. По дороге разговорились с водителем, обсудили наше ночное происшествие (его версия — бобёр) и какие-то жизненные истории. В итоге, он довёз и высадил нас у самой ж/д станции. Предложили оплату, отказался.

На прощание машу ему рукой, внутри – благодарность и самые теплые чувства, как к этому человеку, так и к Силам, помогающим выстраивать нам наши пути.

Несколько часов до поезда отдыхаем в маленьком чистом помещении железнодорожной станции Бисер, где кроме нас никого нет. Пьем квас с местными постряпушками, болтаем, дремлем, смеемся, слушая «Кысю». Ощущение, что все ОК, всё — как надо.

Обратная дорога в электричке продолжала складываться интересно и удачно, но это уже лишние подробности, которые надо оставить при себе…

Резюме

Этот короткий, но насыщенный впечатлениями сплав поставил восклицательный знак в конце истории июльских путешествий.

Название реки Койва для тех, кто любит семантику, дает такие вот подсказки:

• брызжущая вода (коми-пермяцкая версия);
  • светлая река (мансийский вариант).

На реке брызгалась только я, когда купалась и веселилась.

А вот светлой – эту реку, действительно, можно назвать, не по цвету, а по тому эффекту, который она производит. По тому, в каком состоянии ты с нее возвращается…

Да пребудет с нами Свет и пусть его хватит надолго!