Отчет о водном (катамараны) туристском спортивном походе
шестой категории сложности
по рекам внутреннего Тянь-шаня:
Итагар – Чичкан — Туурдук — Кара-суу — Чичкан
совершенном с 01 мая по 15 мая 2018 года
под руководством В.И.Величкова
Справочные сведения о путешествии
Паспорт спортивного похода.
Группа – сборная Свердловской области.
Проводящая организация – Клуб туристов «Азимут», г. Нижний Тагил, пр. Космонавтов 36, телефон (3435)243210, http://azimutnt.ru, e-mail: azimut-nt@yandex.ru.
Район путешествия –Внутренний Тянь-шань (Киргизия).
Вид туризма – водный.
Категория сложности – шестая.
Протяженность активной части маршрута – 117 км,
из них: сплав – 111 км (Итагар–2 км, Чичкан – 30 км, Туурдук- 7км Кара-суу 72км),
пешком – 6 км (обносы, заносы катамаранов и вещей – 6 км),
Сроки путешествия: 01 мая – 15 мая 2018 года.
Продолжительность путешествия – 15 дней, из них на активной части – 12 дней.
Нитка маршрута: Нижний Тагил – Екатеринбург (поезд) –Бишкек (авиа) — переезд на р. Итагар сплав до завала (2км) — обвоз завалов до р.Чичкан сплав выше пор. Сталинград до пор. День победы — переезд до реки Кара-суу (л.пр. Нарына) разведка(4км) — переезд на р.Туурдук пешком 2 км до моста. Сплав 7 км. до впадения в Кара-суу (пр. пр р.Нарын) — переезд вверх по р. Кара-суу (12 км) сплав до водохранилища – переезд до пор. Катюша р. Чичкан сплав до моста-переезд до Бишкека (авто) — Екатеренбург (авиа) — Н-Тагил (авто).
Уровень воды: Итагар – выше среднего; Чичкан вверху — выше среднего, от пор. Катюша -паводковый, далее высокий; р.Туурдук — высокий; Кара-суу — вверху средний, от слияния с Туурдуком — высокий.
Маршрутная книжка №15/18.
Маршрут рассмотрен Областной и зональной туристско-спортивной МКК ТСС Свердловская обл. (166-00-56665555).
Место хранения отчета – Спортивно-туристский клуб г. Екатеринбурга, ул. Шейнкмана 57, комн. 226, 244, www.turist-club.ru, e-mail: clubmkk@list.ru, turist-club@list.ru.
Состав группы
№ | Фамилия, имя, отчество | ГР | Туристский опыт (последний) | Обязанности, распределение по судам |
1 | Величков Виктор Иванович | 1957 | Уда 6кс. Р (2004) Китой 6кс.Р (2005) Чонг-Кемин-Джилуу-суу-Кара-каман-М.Нарын-Нарын 6ксР (2006)-Кекемерен-Нарын-Кызыл-суу-Гульча—Куршаб 6ксР (2007) Тар-Куршаб-Кекемерен 6ксУ (2012) Ю.Алтай Белая 5 кс.Р (2016) Чулышман-Чульча-Чуя 6ксР | руководитель, капитан К2-1 |
2 | Гавриленко Григорий Владимирович | 1977 | Алтай р. Башкаус (верхний) — р.Чуя 5усл.кс. У.(2013) Ю.Алтай Белая 5 кс.У (2016) Чулышман-Чульча-Чуя 6ксУ | Фото капитан К2-2 |
3 | Брухно Генадий Алексеевич | 1978 | Алтай Чулышман (нижний) — р.Чуя 5усл.кс. Р.(2015) Ю.Алтай Белая 5 кс.У (2016) Чулышман-Чульча-Чуя 6ксУ | рации капитан К2-1 |
4 | Сосновский Денис Валерьевич | 1979 | Алтай Чулышман (нижний)-р.Чуя 5усл.кс. Р. (2015) Ю.Алтай Белая 5 кс.У (2016) Чулышман-Чульча-Чуя 6ксУ | хронометрист, матрос К2-1 |
5 | Величков Александр Иванович | 1957 | Уда 6ксУ (2004) Чонг-Кемин-Джилуу-Суу-Кара-Каман-М.Нарын-Нарын 6ксУ (2006) Онот 6ксР (2008) Урик 5ксУ (2015) Алтай р.Белая 5ксУ (2016) | Зам.рук капитан К4-2 |
6 | Бурдин Дмитрий Леонидович | 1975 | Алтай Чулышман (нижний)- р.Чуя 5усл.кс. Р. (2015) Ю.Алтай Белая 5 кс.У (2016) Чулышман-Чульча-Чуя 6ксУ (2017) | Кино матрос К4-1 |
7 | Антаков Дмитрий Олегович | 1987 | Онот 5ксУ (2008) Чулышман-Чуя 5усл ксУ (2015) | К4-2 матрос |
8 | Перезолов Алексей Евгеньевич | 1977 | Чонг- Кемин-Джилуу-суу-Кара-каман-М.Нарын-Нарын 6ксУ (2006) Алтай р.Башкаус (верний)-Чуя 5кс.У. (2013) Снежная 5ксУ (2017) | фото, матрос К2-2 |
9 | Прилепин Сергей Семенович | 1976 | Алтай р.Башкаус (верний)-Чуя 5кс.У. (2013) Кавказ Б. Лаба 2кс с эл 5кс.У Алтай Белая 5 кс.У (2016) Чулышман-Чульча-Чуя 6ксУ (2017) | Медик матрос К4-1 |
10 | Прилепин Виктор Семенович | 1979 | Саяны р. Ожу-Бий-хем 4усл кс.У (2012) Алтай р.Башкаус (верний)-Чуя 5кс.У. (2013) Чулышман-Чульча-Чуя 6ксУ (2017) | К4-1 матрос |
11 | Ильичев Алексей Александрович | 1989 | Саяны р.Урик 5кс.У (2015) Алтай Белая 5 кс.У (2016) Саяны р.Шумак-Китой 5кс.У. (2016) Чулышман-Чульча-Чуя 6ксУ (2017) | К4-2 матрос завхоз |
12 | Татаринов Павел Александрович | 1984 | Ю.Алтай Белая 5кс.У. (2016) Чулышман-Чульча-Чуя 6ксУ (2017) | реммастер К4-2 матрос |

сидят: Бурдин Д., Татаринов П., Ильичев А., Брухно Г.
Нумерация катамаранов условна, указывает на место при движении походной колонной.
К1 – катамаран-двойка «Рафтмастер Fox-2т», производство: г. Москва, фирма «Рафтмастер», длина 3,8 м, ширина 2 м, объем 1,2 м3;
К2 – катамаран-двойка «Белрафт 2тб», http://belraft.com/, производство: г. Минск. Длина 4,0 м, ширина 2,04 м, объем ~ 1,22 м3,
К4 –1 катамаран-четверка «Буратино-4», производство: http://aqua-sport.perm.ru/,Пермь, длина 5,1 м ширина 2 м, объем 2 м3.
К4-2 катамаран-четверка «Рафтмастер Fox-802»,. производство: г. Москва, фирма «Рафтмастер», длина 5,0 м, ширина 2,2 м, объем 1, 95 м3;
К2- катамаран-двойка самодельный, длина 3,8м ширина 2,0м, объем 1,1м3.
Все катамараны имеют форму типа верблюд. Рамы металлические.
Определяющие препятствия маршрута
№ | вид препятствия | расположение | название | категория сложности | прохождение | |
река Чичкан | ||||||
1 | Порог | Пр13 Сталинград 1 ст | 6А | Все | ||
2 | порог | Пр13 Сталинград 3 ст | 6А | К2-2 К2-1 | ||
3 | порог | Пр14 Затычка | 6В | все кроме К2-2 | ||
4 | порог | Пр Мурзик | 6А | все | ||
5 | порог | Пр Мазитовский | 6А | все | ||
6 | порог | Пр Катюша 3ст | 6В | К4-1 К4-2 | ||
7 | порог | Пр Артур | 6А | К4-1 К4-2 | ||
река Итагар | ||||||
8 | Порог-водопад | Пр4 Прыгающие собаки | 6А | все кроме К2-2 | ||
река Туурдук | ||||||
9 | порог | Ущелье Туурдук | Пр2 Угол | 6В | все | |
10 | порог | Ущелье Туурдук | Пр 4 Буль-буль | 6С | Обнос (Гриша на жилете) | |
11 | порог | Ущелье Туурдук | Пр5 Двойной | 6В | Все кроме к2-2 | |
12 | порог | Ущелье Туурдук | Пр6 Белая тропа | 6А | Все кроме к2-2 | |
13 | порог | Ущелье Туурдук | Пр7 Хитрый | 6А | все кроме к2-2 | |
река Кара-суу | ||||||
14 | порог | Ущелье Кара-суу | Пр1 Дерево | 6А | все кроме к2-2 |
Итого пройдено: 6В – 3, 6А – 8, 5С – 3, 5В – 8, 5А-8, всего 6кс — 11шт, 5 кс — 21 шт препятствий.
В отчете использована классификация, в которой сложность препятствий измеряется по шестибальной шкале. Категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С. При этом к препятствиям 6 к.с. относятся , 6А, 6В, 6С, к препятствиям 5 к.с. – 5А, 5В,5С к препятствиям 4 к.с. – 4А, 4В,4С. В отчете приведена оценка уровня сложности препятствий для наших конкретных условий. При изменении уровня воды сложность порогов может существенно меняться. Препятствия ниже 5 к.с. не категорировали.
Фио /Название порогов КС | Величков В | Гавриленко | Брухно | Сосновский | Величков А | Бурдин | Прилепин.В | Ильичев | Прилепин.С | Татаринов | Перезолов | Антаков | |
Река Чичкан | |||||||||||||
1 | № 13 Сталинград 1 ст 6А | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | № 13 Сталинград 3 ст 6А | — | + | + | + | — | — | — | — | — | — | + | — |
3 | Пр14 Затычка 6В | + | — | + | + | + | + | + | + | + | + | — | + |
4 | Пр Мурзик 6А | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5 | Пр Мазитовский 6А | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
6 | ПрКатюша 3ст 6В | + | — | + | — | — | + | + | + | + | + | — | + |
7 | Пр Артур 6А | + | — | + | — | — | + | + | + | + | + | — | + |
Река Итагар | |||||||||||||
8 | №4 Прыгающие собаки 6А | + | — | + | + | + | + | + | + | + | + | — | + |
Река Туурдук | |||||||||||||
9 | Пр2 Угол 6В | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
10 | Пр 4 Буль-буль 6С | — | + | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
11 | Пр5 Двойной 6В | + | — | + | + | + | + | + | + | + | + | — | + |
12 | Пр6 Белая тропа 6А | + | — | + | + | + | + | + | + | + | + | — | + |
13 | Пр7 Хитрый 6А | + | — | + | + | + | + | + | + | + | + | — | + |
Река Кара-суу | |||||||||||||
14 | Пр1 Дерево 6А | + | — | + | + | + | + | + | + | + | + | — | + |
Выбор маршрута и организация путешествия
Этой весной решили сходить в Киргизию. Захотели логически построить нитку маршрута, накрутить речек вокруг Токтогульского водохранилища. Чичкан смотрелся стержневой рекой на маршруте. Привлёк внимание правый приток Итагар. Далее по трассе река Торкент с верхним притоком Боор-теке. Далее по трассе р Кара-суу (л.пр. р Нарын), нижнее ущелье описанное Плакущевым В. (Новосибирск). Далее по трассе в верховья р. Кара-суу (пр. пр. р Нарын) левый приток Туурдук, после вверх по Кара-суу и до моста перед Нарыном. При таком раскладе в маршруте было много новизны и интереса. Запасными реками записали Чичкан и Кекемерен. Проходили в режиме первопрохождения. Маршрут в таком виде становился интересным и был заявлен на Чемпионат России. Полетели в Киргизию самолётом, отправив снарягу транспортной компанией. Избавили себя от маяты на ж/д. Снаряжение получил Равиль, он же предоставил Мерседес принтер для передвижения на маршруте.
График движения группы
дни | дата | участок | способ передвиж. | км | ТХВ | определяющие препятствия |
1 | 30,04-01,05 | Нижний Тагил – Екатеринбург Екатеринбург – Бишкек -р Итагар | м/автобус авиа м/автобус | — | — | — |
2 | 02,05 | р Итагар (баз. Лагерь) стапель сплав от моста | катамараны | 1,5 | 10.00 | — |
3 | 03,05 | р Итагар сплав до ВДП, разведка реки. Переезд на р Чичкан старт выше пор «Сталинград» (1 ст) | катамараны а/машина катамараны | 0,5 2,0 0,2 | 9.0 | Вдп «Прыгающие собаки»6А «Сталинград» 1ст6А |
4 | 04,05 | Ниже пор «Сталинград» (1 ст)- 500м ниже Кочкулибулак | катамараны | 8.30 | «Сталинград» 3ст6А «Затычка»6В | |
5 | 05,05 | м.н.-перед пор. «День победы» м.н. у сломанной машины | Катамараны пешком | 4 | 3.45 | П. « Мурзик» 6А п. «Мазитовский» 6А |
6 | 06,05 | М.н.-площадка у моста р Кара-суу (левая) | а/машина | |||
7 | 07,05 | М.н.-р Туурдук | а/машина пешком | 2+2 | 6.10 2 | Разведка ущелья |
8 | 07,05 | М.н-ущелье р Туурдук | Пешком катамараны | 2 0,5 | 8.00 | «Друзья» 5С, «Угол» 6В, «Разминка» 5С», Буль-буль» 6С |
9 | 08,05 | М.н-ущелье р Туурдук до устья-переезд в верховье Кара-суу (правой) | катамараны пешком а/машина | 6,5 2 11 | 8,00 | «Двойной» 6В, «Белая тропа» 6А, «Хитрый» 6А |
10 | 09,05 | М.н.р. Кара-суу до выветриваний | Катамараны | 32 | 6,0 | «Дерево» 6А |
11 | 10,05 | М.н.р. Кара-суу ниже бет.моста у Нарына | Катамараны авто | 34 | 10,0 | |
12 | 11,05 | М.н.-р.Чичкан «Катюша» | Авто катамараны | 0,15 | 2,0 | «Катюша» 3ст6В |
13 | 12,05 | М.н –сплав до моста Бала-Чичкан | катамараны авто | 15 | 3.30 | «Артур» 6А |
14 | 13,05 | М.н | 15 | 3,0 | ||
15 | 14,05 | М.н.-Бишкек | м/автобус | 10,0 | ||
15 | 15,05 | Бишкек – Екатеринбург Екатеринбург – Нижний Тагил | авиа автобус | — | — | — |
ТХВ — техническое ходовое время, включающее в себя общее время работы на реке: сплав, остановки, разведку порогов, ремонт, обносы, проводки, обед и т.д.
Для машин указано общее время движения со всеми остановками – еда, ремонт, заправка и т.д.
Все расстояния активной части маршрута приведены по показаниям GPS-навигатора, с округлением до 0,5 км.
Погода. В первый и второй день было очень холодно ночью до -12 днем -3-5. В остальные дни днем было тепло, температура от +160 до +250, чаще всего переменная облачность или малооблачно. Утром и вечером на берегу, и особенно на воде, прохладно. Пару раз шел дождь с ветром.
Краткое описание рек
Река Чичкан.
В верхнем течении река Чичкан представляет собой крутопадающий ручей. При очень высоком уровне воды сплав можно начинать от левого притока Аккель 1й, при среднем воде — от правого притока Назрым или чуть выше, с 10-11 порога, но в пороге «Сталинград» наверняка будут негабариты. Река течет в неглубоком ущелье, пройти по правому берегу можно везде. Левый берег практически на всем протяжении скальная стенка, рабочий берег на 99% — правый. Разведка порогов затруднена — почти весь берег густо зарос кустарником и деревьями. Капитальных бетонных мостов на сплавном участке три, два между порогами «Мурзик» и «Мазитовский», еще один после порога «Татьяна», есть несколько деревянных, которые будут отмечены в отчете и на картах. Некоторые из них надо обносить.
Реку можно разбить на несколько участков:
— Верхний: от левого притока Аккель 1й до правого притока Итагар. 8 км, 32 м/км. Проходится только по очень высокой или паводковой воде. Тринадцать порогов 5-6 кс, самый сложный «Сталинград» 6В+ к.с.
— Средний: от Итагара до порога «День Победы». 14 км, 21 м/км. Пять препятствий. Выделяется «Затычка» (6С), полностью идется на катамаранах только при очень высокой или паводковой воде, в других случаях обносятся глыбы на входе в порог.
— Нижний: от порога «День Победы» до 3-го автомобильного моста. 10 км, 39 м/км. Почти непрерывный каскад порогов до 6С кс. Самый сложный участок реки. Один порог завального типа и один завал — практический непроход обоих препятствий. Дневные переходы короткие, из-за большого количества сложных препятствий.
— Выходной: от третьего автомобильного моста до поселка Бала-Чычкан. 12 км, 18 м/км. Один порог 5С один 6А в паводковую воду. 2/3 участка сплошная шивера-порог 5В кс.
Категорийность, сложность и опасность порогов очень зависит от уровня воды. При средней воде вылезает много камней, река в большей степени слаломная, возможны негабариты в препятствиях. В высокую и паводковую воду она становится мощной и опасной, все пороги сильно усложняются. Средний уклон в препятствиях достигает отметки в 60 м/км и более, а на отдельных участках до 100 м/км.
В середине порога «Экипаж 120» впадает правый приток Арым, который добавляет более 1/3 уровня воды в Чичкане. От препятствия №26 продвижение на катамаранах-двойках небольшого объема по высокой воде до окончания порога «Абдуловский» становится очень проблематичным, а практически невозможным.
Питание реки снежно-ледниковое, в летние месяцы (по словам местных жителей) наблюдается самый большой расход воды в Чичкане. В мае расход воды может быть любой. Цветкова в 2013 году сплавлялась при среднем, Безроднов в 2015 при высоком, а в 2016 — в весенний паводок.
Река Итагар — правый приток реки Чичкан. Просмотрели на фото из космоса примерно 10 км реки, участки порогов сменяются быстротоками, ширина реки 10-15м. Самый сложный участок 3,5км от металлического моста до впадения в Чичкан. На этом участке река зарывается в ущелье, после ЛПр объём примерно 15м3. После первых 700м 3-4кс идёт участок порогов с падением на 600м 42м. Затем река собирается и через 350м падает 3м водопадом. Перед водопадом за 60м два габаритных непрохода. Дальше водопад представляет из себя концентрированный слив 3,0м высоты, ниже слива в 3м два камня. Далее струя проходит винтом между глыб, ПП и срывается в завал 200м длина и 30м падение, непроходы , вдп и прочее.
Водопад (6А) «Прыгающие собаки» высота 3,0м прошли 3 экипажа. Ниже завала на реке короткий участок 3кс. Затем лавина перекрыла реку, далее очередной завал. Берега глухое ущелье местами переходящее в каньон, колючие заросли. Ниже водопада реку не проходили. Разведка прошла по ущелью, ниже завала лавина в реке. Далее ещё один завал. Непроходы перемежаются с участками 3кс.
Река Туурдук — ЛПр реки Кара-суу(ППр Нарына) сплав начат в 7км от устья реки, 200м выше пешеходного моста. Расход воды 25-35м3, к вечеру больше. Пройден порог выше моста «Друзья» 5Скс, за мостом река втягивается в глухое ущелье. Отвесные стены, крутые склоны, колючие кусты в русле крупные глыбы, сливы, бочки. Стены и камни конгломератные, промыты опасные прижимы не заметные с наплыва. Четыре порога 6кс. Дальше 5км до устья сплошной порог от5А до5С.
Река Кара-суу (правая) — вверху мало воды, местами непроходы по габаритам, деревья прошли 1пор. 6кс обвезли 7км от слияния с Туурдуком, расход становится 55-60м3 2 км уровень 4кс далее выполаживается 27км. На лб. Красивые выветривания, далее река проходит ущелье с препятствиями 3-4кс 6км. Далее нижнее ущелье 25 км. 10-12 пор. 5кс. В конце участка пара каньонов длиной до 1км.
Аварийные выходы с маршрута.
Вдоль Чичкана идёт асфальтированная трасса с интенсивным движением, посёлки, кафе и т.д.
Вдоль Итагара грунтовая дорога, движения нет но выйти к трассе нет проблем.
Вдоль Туурдука дорога 5 км, далее скотопрогонная тропа с оживлённым движением.
Вдоль Кара-суу дорога, нижнее ущелье дороги нет, выход по реке.
Подъезд, переезд и отъезд.
Из Нижнего Тагила в Екатеринбург добирались туда и обратно автобусом. До Бишкека и обратно «Уральскими авиа линиями. На маршруте передвигались на микроавтобусе «Мерседес». Принимающая сторона в Киргизии Темиргалиев Равиль транспорт, газ с горелкой, получение багажа и тд. Адекватный человек, отвечает за свои слова, даёт рекомендации по маршруту и т.д. цены вполне приемлемы.
Техническое описание маршрута.
Сокращения в тексте: ПП, ЛП – правый, левый поворот; ПБ, ЛБ – правый, левый берег, ЧХВ – чистое ходовое время, н/п — непроход; в скобках после названия препятствия – категория сложности для условий на момент прохождения.
Река Итагар
01.05.2018
Прибыли в Аэропорт за 4 часа, взвесили рюкзаки, замотали плёнкой. В 1,30 (ночи) загрузились полетели в 4,30 были в Бишкеке. Равиль нас встретил, тепло, всё зелено, хорошо. Доехали до города, обменяли деньги, позавтракали в ночном кафе. Доехали к Равилю домой забрали снарягу которую он получил и отправились в супермаркет где закупили продукты.
В 11,30 выехали в сторону Чичкана, Итагара. На перевале Алабель как всегда много снега, скатились вдоль Чичкана до пр. пр. Итагар. Повернули на грунтовку, водитель вскоре попросил выйти, ему сложно преодолевать взлёты. Шагаем, реку не видно она за хребтиком, пошел дождь. Прошли крутые участки, стало положе, подошли к реке, круто, пороги, но воды не лишку. Сели на машину проехали метров 500, колесо попало в щель и повредило покрышку.
Решаем вставать лагерем, время 17,30 справа видны домики, людей нет. Встаём среди пушистых ёлок, внизу бежит речка. Прогулялись по реке вверх, там новый мостик показывает начало нижнего каскада, самого сложного на реке. Выше моста разливы, по нашей воде не проходимы.

02.05.2018
Особо не торопясь построили катамараны, пообедали и понесли каты до моста 500м.


Во второй половине дня вода поднимается. Вышли на реку в 13,45. От моста река 120м течёт спокойно ЛП остров река сваливает под ЛБ.

1 Порог (3кс) Около 120 м слалом на входе, навал на ЛБ вершина берёзы в средине потока, слив около 1м.
Проходим пор по струе, правые попали под ветки берёзы. Чалка на ЛБ.
Через 30-40м ПП и начало очередного порога.

2 Порог (4В ) длина порога 80м, находится на ЛП.В начале реку пересекает гряда камней с габаритными непроходами, затем ряд сливов метровых в конце дорожки ёлка поперёк реки.
Первым пошел К4-1, прижались ближе к ПБ показалось что есть габарит, в результате заскочили на камни погнув вторую поперечину. Снялись и прошли по сливам зачалившись перед ёлкой на ЛБ. Короткий обнос, порог пройден. На ЛБ домик, пустой. Остальные прошли примерно также.

Через 230м бодрой шиверы начинается очередной порог на местном ПП.
3 Порог (4А) длина порога 120м, горка осложнённая камнями заканчивается перед Л.Пр.
Проходили по струе уходя от камней, иногда проскакивая по ним гондолой.


4 Порог (5С) длина 650м падение 43м это не отдельный порог а участок реки без плёсов. Заходим в каскад парами К4-1 и К2-1, К4-2 и К2-2. Проходим первые 200м сливы выше метра, жесткий слалом выбрасываемся на камни ЛБ. Ждём следующие экипажи. Далее падение ещё круче, слалом более хитрый, проходим остров в ЛПр затем вправо обходим большой остров. Струя бодро валит через каскады сливов до 1,5м перед ПП чалимся на ЛБ перед небольшим островом.






Прохождение требует быстрой реакции, чалок на быстрой воде, принятия адекватных решений. Для двоек река становится опасной, для четвёрок брёвна, завалы. Время 18,20 решаем на этом сплав прекратить.

03.05.2018
Позавтракали, свернули лагерь, загрузили на машину рюкзаки, сами отправились к катамаранам. Вода в реке упала, до водопада 350м. Это замусоренные шиверы, пороги уровня 4А, перед водопадом за 60м два габаритных непрохода. Прошли примерно 250м, зачалили на ЛБ, сделали обнос к водопаду 120м, Гриша утащил кат выше к дороге и бодро убежал дальше. Водопад, представляет из себя концентрированный слив около 3,0м ниже слива в 3м два камня. Далее струя проходит винтом между глыб, ПП и срывается в завал 200м длина и 30м падение, непроходы , вдп и прочее. После осмотра решаем ВДП проходить, выставив 4 спасконца и живца, задача не пропустить человека в завал, если его выбьет из стремян.
5 — Водопад (6А) «Прыгающие собаки» высота около 3м. занесли К4-1, участник придержал кат за корму, уселись пошли. Сильно тянет на правую глыбу, выправились, прыгнули слив, за нижние камни не ушли (но тянет). Следующие прошли К2-1, нормально прыгнули были пойманы в низу живцом. К4-2 удачно прыгнул и был зачален. К2-2 от прохождения отказался.





Разведка просмотревшая реку ниже, доложила, ниже завала на реке короткий участок 3кс. Затем лавина перекрыла реку, далее очередной завал. Берега глухое ущелье местами переходящее в каньон, колючие заросли.




Решаем обвозить данный участок, выходить к Чичкану на 500м выше впадения добавив порог Сталинград. На это прохождение у нас остался дополнительный день с Итагара. Дошли пешком до трассы 1,5 км, машина с катамаранами на крыше доехала до шоссе и повернув на лево, поднялись в горку и за мостом через приток спустились к реке. Сварили обед, сделали разведку 1 ступени пор Сталинград.
Река Чичкан
13 Порог «Сталинград» 1 ст (6А) Около 200м длиной. Река ускоряется на местном ЛП, справа впадает приток. В русле камниоттесняют поток к ПБ, поток идёт в центр падая сливом 1,7м через камни затем по прямой пересекая две гряды. Навалы на камни, сливы до 1,5м, неоднозначные проходы на местном ПП пор заканчивается. Уровень воды выше средней.
Первым пошел К4-1, прошли слалом на входе хорошо прошли слив, затем маневрируя и смещаясь к ЛБ прошли слалом чисто, зачалили к ПБ. Остальные экипажи выдержали линию движения не избежав посадок на камни.


13 Порог «Сталинград» 2 ст (5В) Длина 200м. Начинается перепадом на входе, метр с небольшим, основной поток уходит под ЛБ, справа непроходы. Далее 5 метровая глыба выходит в поток, струя лупит в лоб, дальше пара метровых сливов и чалка на ПБ. Нашли площадку у реки на ПБ, встали на ночёвку.
04.05.2018
Подъём в 6.00 дежурные, остальные в 6.30, завтрак. Вышли в 9 часов, расставили страховку, первым пошел К4-1. Прошли входной слив, выгребли влево, стали уходить от прижима и впечатались левым передним углом. Вышли из прижима, прошли остальные сливы, застряли на выходном разливе и чалка на ПБ. Остальные каты прошли аналогично, двойки чище. К4-2 застрял на камне в конце порога при сталкивании Алексей выпал и прошел с десяток метров на спасжилете.
Далее струя сваливает под скалы ЛБ, шивера 3кс 150м справа зелёная полянка и ручей. Впереди ЛП это начало 3 ступени порога.



13 Порог «Сталинград» 3 ст (6С). Река сжимается до 6-7м и проходит через гряду камней, через 10м падает в 2,5м слив внизу лежит двухметровая глыба, слева и справа проходы по метру. Слева стенка справа крутая осыпь. Дальше сброс и глыба поперёк русла, проход с лева с навалом на стену ЛБ. Справа бревно в правом проходе.
Прошли гряду камней чалка на ПБ, просмотрели порог дальше, явный не проход по нашей воде, обнос по ПБ 30-40м по дороге. Двойки решили пройти выходную ступень по левой стороне, четвёрки обнос.
Далее шивера из крупных глыб, справа впадает крупный приток Итагар, на этом препятствие заканчивается.


Обнесли непроход 40м, по ПБ двойки обнесли и опустили перед сливом у ЛБ. Выставили страховку и прыгнули в слив у ЛБ, К2-1 подломило затем выкинуло из бочки чалка на ПБ. К2-2 прыгнул в слив более удачно не зацепив скалу ЛБ, встали на полусвечку в бочке, удачно вышли на чалку ПБ. Далее пошли всеми экипажами, зачалили ниже притока Итагар. В таком виде для двоек сложность 6А, для четвёрок 5А.



После Итагара расход воды стал приближаться к 40 м3/сек. За притоком вначале мощная шивера 5А кс, она постепенно ослабевает до 4 кс. Линия движения читается с воды. До деревянного моста около 700 м. В нашу воду высота прохода под мостом не более 1,2 м. По центру свисает металлический прут, решили обносить. Приличное место для чалки есть на ПБ за 40-50 м до моста. Обнос простой по ПБ.
За мостом прогонный участок с общим фоном 3-4 кс, общая протяженность около 750 м, валы до 1 м, линия движения читается с воды. Главным ориентиром следующего сложного порога является крутопадающий левый приток Туарча. Пройдя его, надо чалится на ПБ в течении 50-70 м. Места для чалки есть.
14 Порог «Затычка» (6С). 42.140807°, 72.822030°. Общая протяженность 400-450 м. Две ступени. Деление условное.
В воду выше средней вход в порог преграждает гряда булыжников, высотой примерно в 1,5-2 м. Справа и слева негабарит для катамаранов. Прохода нет, надо обносить гряду. 1 ступень (6С). Около 100 м. Большие камни создают сложную структуру входного слива, высотой около 3-3,5 м. Далее следует 80-90 м сплошной каши, плохо поддающейся описанию: сливы, валы, пенные ямы, бочки, всё перемешано на этом участке. На выходе два булыжника создают еще один 2,5-метровый слив. При воде выше средней слив — по центру от правого булыжника идёт мощный ус, сбрасывая в ловушку из камней, в которой несколько брёвен. Справа есть слив проходимый для двоек. После центрального слива котел, у ПБ мощная бочка. Страховали 4 спасконцами, затем прошедшим К4-1.





2 ступень (5С). 300-350 м. Сразу после первой. Уклон становится чуть-чуть меньше. Валы, мощные бочки, сливы выше 1,5 м. Много подводных камней, которые из-за вспененной воды плохо видны. Катамаран, натыкаясь на них, крутит, очень трудно выдержать намеченную линию движения. На ПП река постепенно успокаивается, чуть далее на ПБ хорошее улово. Проходили колонной с взаимостраховкой.
Обнесли первую гряду метров 40-50, спустили катамараны к воде. Первым пошел К4-1 по центру слива, разогнали кат стараясь прижаться ближе к правой глыбе, пробили отбой и ровно прошли слив. К4-2 подошел под углом к сливу прыгнули, нормально. К2-1 прыгнули под ПБ, нормально. К2-2 от прохождения отказался. После короткого осмотра, прошли вторую ступень. Пару раз раскрутило на камнях, чалка на ПБ. В таком виде порог 6В к.с.


Прошли 1-1,3 км — река шиверит не выше 3 кс, справа впадает приток Кочкулибулак из квадратной трубы в 150м ниже в реке мощная лавина высотой метров 15. Причалили на ПБ понесли по дороге, дорога почищена, получается снежно ледовый коридор. Обнесли и встали на ночёвку в березках на ПБ.

05.05.2018
Далее длинный прогон 2 км до следующего препятствия. Представляет собой практически непрерывную шиверу 4 кс. Шивера чистая, обливных камней мало. По нашей воде 12-13 минут сплава.
Прогон шли тандемом, чалились к ПБ, кода уже виден правый приток Кызылжар.
15 Порог «Мурзик» (6А). 42.122687°, 72.805909°. Длина 300-350 м. До начала порога на ПБ дом. Чалка от дома не далее, чем через минуту сплава (крайняя точка, когда виден правый приток Кызылжар). Порог начинается у притока, в брод не прошли. В русле много больших камней, сливы до 2 м, бочки, навалы на булыжники, неслабый слалом. Порог необходимо смотреть. В начале препятствия линия движения читается с воды, но ближе к концу порога, есть мощные навалы на большие глыбы, которые надо заранее просмотреть и запомнить ориентиры.
Выставили страховку 3 спасконца, первой парой пошли К4-1 и К2-1, в общем выдержали линию движения пару раз чирнув по камням, чалка на ПБ. Сменили страховку, экипажи прошли нормально, в конце угреблись от навала на корявую глыбу.




Примерно через километр после порога автомобильный мост, дорога переходит с ПБ на ЛБ. До него в русле разбросаны отдельные полуобливные и обливные камни, сливы бочки валы до 1 м, река течёт вдоль скалы ЛБ, общий фон 3-4 кс.
За мостом много островов, основные протоки читаются, фон 2 кс, до следующего автомоста около 1,3 км. После того, как проходится последний остров, следует прямая около 350 м и ЛП. На повороте препятствие. Чалится рекомендуем немного выше поворота.
16 Порог (4С). 42.104896°, 72.801419°. Локальное препятствие, образованное от старой полуразрушенной мелиорационной системы. Расположено перед ЛП, это остатки железобетонной стены, которая перекрывает русло реки от ЛБ, продолжая имитацию ЛБ по прямой. Проходили в третий проход от ЛБ, нормально. На прощание мальчишки покидали в нас камнями.
До следующего порога примерно 500 м.
17 Порог «Мазитовский» (6А). 42.097844°, 72.806777°. Протяженность около 500 м. Ориентиром служит смотровой мост отеля «Оазис» через Чичкан. Проход под мостом справа от центральной опоры (из огромного камня) высокий. Чичкан после моста в течении 180-200 м делает левый и ПП. Порог начинается за ПП. Качественный осмотр по ПБ провести очень трудно из-за крутизны берега поросшего густым ельником. Сливы, бочки, валы, обливные камни — все очень мощно, но линия движения довольно прямолинейная, перестроений немного (фото 73-75). В первой половине порога справа водопадом впадает р. Ошибулак. Порог находится на прямом участке, окончание на ПП у подвесного моста, перед которым имеется улово на ЛБ. Высота моста в нашу воду около 1,5 м, проход с левой стороны.
18 Порог (5В). 42.093744°, 72.808657°. 400-450 м. Начинается сразу за мостом. Вначале разгонная горка, заканчивающая валами до 1,5 м. Далее в русле разбросано достаточно много полуобливных и обливных камней, слалом. За порогом улово и приличная чалка.
Оба порога не делая промежуточной остановки, прошли тандемом. Каких-либо проблем не было. К сожалению отснять не получилось.
Далее следует длинный прогон 3,8-4 км. В основном этот участок 2-3 кс, но отдельные отрезки, и порой довольно длинные, до 4В кс.
Чалки у самого начала порога «День Победы», полянки с обеих берегов.
Причалили в 13,30 машины не видно, связи нет. Разбираем каты, по плану переезд на другую реку. В 15 час Прилепины ушли по дороге вверх искать машину. В 17 час. пошли до мусульманского кафе 0,5км пообедали пельменями, вернулись, ждём. Пошли собирать дрова, готовиться к ночёвке. В 21 час. увидели фонарик на дороге, это пришел Витя. Рассказал что машина находится в 4 км. выше, накрылась электрика, спецы будут завтра к 12 часам. Витя принёс палатку и спальник, Гриша остался с ним ночевать. Вышли к машине, за час дошли, машина стоит напротив ресторана, где красивый мостик через реку. Поставили палатки, переночевали.
06.05.2018
К 12 часам приехали ремонтники, возились до 17.30 час. Проверили машину вроде всё работает, загрузились, поехали. Решили р. Торкент с верховьями пропустить по двум причинам, уже потеряно 1,5 дня и второе — Равиль сказал, что на этой машине мы вряд ли доедем до верховий. В 22,05 доехали до моста через Кара-суу левого притока р. Нарын. Встали за мостом слева на площадке.
Кара-суу (левая)
07.05.2018
Утром после завтрака пошли на разведку участка 4км, который не прошли Новосибирцы. Вода в реке мутная, высокая но не пик. Вскоре подошли к первому сливу высотой 2-2,5м мелкий, сразу за сливом камни в русле негабариты, толстые ветки в воде. Далее слив 2,5-3м в 10 метрах скала полностью перегородила речку. Ниже деревья в русле, порог с габаритными непроходами. На выходе порог под скалой ПБ, слив 1,5м через камень дальше большой камень по центру при ширине речки 2,5-3м, три прутка арматуры. Видимо когда чистят дорогу трактора сгребают всё в речку. Вывод речка корявая, расход 10-12м3 явно не для 4к уровень 5кс.






Решаем ехать на правую Кара-суу приток Нарына, соответственно приток Туурдук.
Туурдук
Поехали вдоль Нарына вниз, любуемся видами, в Таш-Кумыре переехали на ПБ р. Нарын и поехали по направлению в Сары-Челек заповедник. Через 5км машина встала, опять электрика, через 40мин. завелись. Едем — сплошная населёнка, где-то слева внизу течет Кара-суу. Повернули на право вдоль Туурдука на плохую грунтовку, сплошные дома и заборы. Через 5км дорога кончилась, началась скотопрогонная тропа, время 17 часов, решаем дойти до моста с осмотром реки.
Идём вдоль реки, крутое падение расход примерно 25м3, постепенно тропа подымается круто вверх. Внизу видны пороги, местами река зажата в скалах, радуемся что не зря сюда добирались. Тропа пару раз круто подымается в гору. До моста дошли за 45 минут, передохнули и двинули назад. Дошли до машины и поднялись вправо вдоль ручья 500-600м до полянки, поставили лагерь.

08.05.2018
Встали дежурные в 5,00 остальные в 5,30. Позавтракали и в 7,40 вышли с катами на тропу. Дошли до моста ровно за час. Встали на ПБ за мостом, место есть но не лишку. Пастухи гонят скотину, животные боятся катамаранов. Камни и скалы на Туурдуке — конгломерат и поэтому имеют неприятную особенность, почти все они промыты. Вода стоит высокая, к вечеру кубов 30 и промоины скрыты, жесткие навалы в казалось бы безобидных местах.



Выше моста смотрится интересный порог, крутая горка среди камней слив 2м и выход среди крупных глыб к мосту уровень 5С кс. Гена с Денисом решили пройти порог и понесли кат. Жарко — температура 27-30гр. Порог Друзья (5С) L110м. h 8м. (длина, падение). Прошли входной слалом, прыгнули в слив, прижались к ЛБ, прошли выходные глыбы. В честь первопроходцев назвали порог. Выставляли 4 спасконца и К2-2 на страховку. В 25м. от моста начинается очередной порог.




Порог Угол (6В) L 190м. h 16м.
Река разгоняется через череду 1-1,5м. сливов на плавном ЛП крупные глыбы подпирают поток с ЛБ. Идёт мощный 2 метрой слив с навалом на глыбы, вторая острым углом отсекает часть потока. Далее ещё один сброс около 2 метров и ещё 3-4 слива по 1,5м при проходе слева жмёт под глыбу. Чалка на ПБ напротив пасеки. Разведку провели по ЛБ, выставили страховку 3 спасконца в конце порога.
Первым пошел К4-1, прошли первые сливы, затем большой слив — угреблись от острого угла и впечатались в береговую глыбу, отскочили. Далее по сливам и чалка на ПБ.
Вторым пошел К4-2 в 2 метровом сливе их подбило и зацепило в бочке, вышли и прошли мимо угла, были жестко припечатаны к глыбе у Л.Б. Павла втянуло под глыбу, выбраться не получалось, пришлось резать ремни. После небольшого ремонта прошли слив и на выход по дорожке сливов.
К2-1 также не избежал навала на глыбу, вышли нормально пройдя чисто остальной порог.
К2-2 ударил в глыбу носами, отскочил и прошел порог.






Собрались на ПБ, в 50м ниже ЛП: справа скала, слева крутой склон — начало очередного порога, сразу за поворотом просматривается улов, нам туда.
К4-1 пошел первым, перегребли струю и аккуратно зачалили в улов ЛБ. К2-1 пошел вторым, в начале поворота их навалило на центральную глыбу. Крутились, но снятся никак не могли, в конце концов поднялись на глыбу и съехали тюленьим спуском. Остальные 2 ката удачно перечалили на ЛБ. Далее перечалили к следующему улову в метрах 40-50.
Далее идёт порог уровня 5В ЛП в скальном створе и больше ничего не видно. Полезли на крутой склон по зарослям, ничего толком не видно. Вышли на вершину скалы, видно мощный навал на глыбу, слева брёвна справа сброс. Дальше два слива по 1,5м через камни и река уходит в длинный прижим ЛБ, плавный ПП и больше ничего не видно. Спустились в низ, перед нами порог.
Порог Разминка (5В) длина 120м слалом между камней, затем корявый слив через камень выше 1,5м, струя бьёт в скалу ЛБ без отбоя. Справа проносной улов, в который надо обязательно попадать, так как дальше не просмотрено. У ПБ перед скальным створом есть проход в обход слива. Первым пошел К4-1, прошли слалом и слив ударились носами в скалу и вышли траверсом к ПБ. С этого места начинается следующий порог.




Порог Буль-Буль (6С) Сразу за ЛП мощный навал на глыбу, слева брёвна, справа сброс более 1,5 м, за ним два слива через камни по 1,5м и длинный прижим к скалам ЛБ. Река плавно поворачивает на право, у ПБ подковообразная ловушка из крупных камней. Горло прижима шириной метр, начинается 1,5м сливом, длина прижима 40м, на выходе бьёт в большую глыбу, далее сброс в право на следующею глыбу, затем ещё на две по очереди. С последней сброс идёт в сторону ПБ. Всё это на очень приличном падении. На этом порог заканчивается 25м быстротоком и ЛП.




Рассказали по рации ситуацию за ЛП и рекомендовали проходить дальше за поворот через два 1,5м слива и чалить на ПБ. Выставили три спасконца, два — сразу за поворотом и один в конце порога. Вторыми пошли К2-1, прошли правым вариантом, в начале — вдоль скалы ПБ, затем прошли скальный створ через два слива и чалка на ПБ.
Третьими пошел К2-2 — прошли пор Разминка, ударило в скальный прижим, попытались зачалить на ПБ, Алексей схватился за глыбу и выпал с катамарана. Гриша поймал спасконец и был выдернут с ката и ушел в прижим, где его протащило до конца порога, был пойман последней страховкой. Отделался синяками и шишками. Алексей самостоятельно доплыл до берега и с помощью страховки вышел на берег. Катамаран застрял в ловушке из камней, даже не перевернулся. Первопроходец Гриша дал название порогу.
Последними пошли К4-2, прошли Разминку правым вариантом, удачно миновали прижим прошли по сливам чалка на ПБ.
Далее делаем обнос 50м через 10м бом, в конец порога. Траверсируем реку на ЛБ, справа скала. Время 18 час, решаем на сегодня закончить.
Итоги дня: 6 часов работы, 500м реки пройдено.
Прячем каты в кустах и выбираемся на тропу по крутому склону, тропа в этом месте опускается пониже. Доходим до базового лагеря, ужин, отбой.
09.05.2018
Встали в 6,30 позавтракали и налегке зашагали к катамаранам. Со скал осмотрели два порога, мощно, красиво. Экипаж К2-2 решил этот участок обнести, договорились встретится за выходом из ущелья. Спустились к катамаранам, провели мелкий ремонт пипки, сверху ещё подклеили скотчем. Подкачались, взяли спасконцы и полезли по ЛБ на разведку. Берег труднопроходимый, крупные глыбы, колючие заросли.
Порог Двойной (6В) L 75 м. h 9 м. Находится в 30м от предыдущего порога, в русле квадратная глыба проход слева, двойной слив высотой 3м с набросом на левую глыбу. Далее быстроток с метровыми сливами, бочками. Через 40м слив 2м, слева — через камень, справа — чище через бочку. ПП — косые валы чалка на ЛБ перед скалой. Выставили 3 спасконца, фото. Первым пошел К4-1, прошли двойной слив угребаясь от глыбы слева, на быстротоке бочки оказались кусачие, спрыгнули в 2м слив у ЛБ, пробили косые валы чалка на ЛБ.
Вторыми пошли К2-1, нормально прошли сливы, при попытке причаливания, были сбиты косыми валами в центр и застряли в габаритном непроходе, перед следующем порогом. С помощью страховки были зачалены на ЛБ. К4-2 нормально прошёл первые сливы, в последнем взял правее чисто прошли через бочку, чалка на ЛБ. Через 30м быстротока следующий порог.






Порог Белая тропа (6А) L 170м. h 11м. Крупные глыбы преграждают проход, по центру водный бугор около 2м, далее дорожка вспененной воды идёт под углом 30 градусов слева направо между глыб. Затем река падает 1,5м сливом, собираясь, через 30м наваливает на крупную глыбу справа, уходит в ЛП между скал с обоих берегов, на этом порог заканчивается.
Выставили страховку 3 спасконца, выход из порога не страховался из-за скальных выходов по обоим берегам. Первым пошел К4-1 прыгнули через водный бугор, прошли по белой тропе и чалка на ПБ перед сливом. Осмотрелись, прошли слив, траверсом вышли на центр реки и уходя от навала на камень прошли порог. За скальным створом ущелье заканчивается, река заметно выполаживается. Следующие катамараны чисто прошли порог без промежуточной чалки.
Через 300м быстрой воды на ПП очередной порог.




Порог Хитрый (6А) L 175м. h 9м. На ПП в центре реки крупные темные глыбы типа завала, делят реку на две части. Слева узкий маломощный поток обходит глыбы и сливаясь попадает в навал из двух больших камней. Второй камень дальше по потоку 5-6м слева. Справа поток мечется между глыбами с хорошими навалами, затем мощный слив 1,7м и протоки сливаются с дальнейшими навалами на камни.
Левый вариант сложность 5В кс, правый 6А кс. За этим порогом нас ждал экипаж К2-2.
Первым порог пошел К4-1 правым вариантом, угреблись от одного навала, от другого, прыгнули зацепив камни в слив. За поворотом пошли от глыбы в право, проломившись через береговые кусты, миновали два мощных навала. Вторыми пошел К2-1 левым вариантом, спокойно прошли протоку вышли из-за поворота ушли от первой глыбы и впечатались во вторую, вылетев почти на 2 метра вверх. С трудом стряхнулись и прошли порог. К4-2 прошел порог правым вариантом уходя от навалов, прошли слив и за поворотом влетели во вторую глыбу. У обоих экипажей были килевые моменты на последней глыбе.






Дальше река бодро прёт уровень 4В-5А, сливы, вал 1,5-2м, бочки. Кажется, что сейчас бодро домчим до посёлка, но кат травит и довольно сильно. Качаемся каждые 200-300м. Наконец доходим до посёлка, машина ждёт на берегу. Отправили машину вниз на стрелку с р. Кара-суу, сами идём по воде. Дело к вечеру вода в реке значительно поднялась. Сложность выросла стала от 5А до 5С, проводим короткие просмотры. Четыре порога 5С страхуем и стараемся снимать.





К 18 час доходим до стрелки р Туурдук с Кара-суу, пройденный участок отнял много сил и нервов, особенно у экипажей двоек. Загрузили каты на крышу и поехали вверх по Кара-суу, речка значительно скромней Туурдука раза в 2,5 объем около 15 м3. Сплошная населёнка, дома, заборы, дети и т.д. Через 11км нашли свободную площадку с развалинами дома. Поставили лагерь и часть народа решила прогуляться вперед для разведки реки.
Вскоре дорога пошла круто вверх соответственно река круто вниз. Прошли 2,5-3км, речка бежит где-то внизу, вышли на берег громадные камни в реке, выше лавина в реке. Габаритных проходов нет, дальше есть. Видимо нужно воды с метр добавить. Побежали быстрей в лагерь, пришли уже в сумерках. Вечером много народа идёт вниз в посёлки, утром школьники шагают в школу, это 7км.

10.05.2018
С утра позавтракали и занялись починкой катамаранов, починив закинули каты на крышу и проехали километр вверх по реке. Перед крутым подъёмом сняли каты и занесли их в начало порога метров 250.
Порог Дерево (6А) L 170м. h 7м. Струя собирается и бодро мчит к главному сливу 2,5м высотой через 40м шиверы с 1,5 и 1,0м сливами. После главного слива струя наваливает на камень ближе к ПБ и бодро несёт дальше чалка на ЛБ. В главном сливе застряло дерево упавшее с обрыва, часть отпилили и откатили на берег остальное на верёвке сплавили ниже и вытянули на берег.
Первым пошел К4-1, прошли входные сливы порога, вырулили к входу в основной слив и чисто его прошли, отбились от навала на камень, чалка на ЛБ. Последующие каты также удачно прошли слив, но были навалены на камень с разной степенью жесткости. К2-2 от прохождения отказался.




Далее шивера 100м, скотопрогонный мостик шивера 400м чалка на ЛБ перед ЛП. При прохождении местами мелко, посадки на камни.
Порог Ловушка (6А) длина 160м. Струя собирается и белым потоком идёт по дуге в лево, сброс 2,5м ,через 40м — вторая ступень, сброс горло 2,5м на наклонную на встречу плиту. Получается слив — ловушка без выхода по воде. Сделали обнос по дороге ЛБ 350м, раньше подойти к реке не дают заборы.
Далее спокойней, 3,5км шиверки, пара мостов мелко, сплошная населёнка на этом решаем прекратить сплав, сделать обвоз до стрелки с р. Туурдук. Кратко опишу обвезённый участок. После второго автомоста река сжимается и падает каскадами водопадов 350м., далее река упрощается 1-2кс мосты, брёвна, трубы, разбор воды на орошение, 7км.
На стрелке скинули каты, подкачали и поехали, воды много уровень 4А-4В. Сплошная населёнка продолжается, река стала большой, кубов 90, через 4,5км выходит из гор, но продолжает бодро тянуть 8-10км час. На ночёвку встали на поле на ПБ, на ЛБ сказочные башни выветривания.
Кара-суу
11.05.2018
После завтрака договорились что встретимся с водителем у бетонного моста, чуть не доходя р. Нарын. Задача пройти по Кара-суу два ущелья и выходной каньон в режиме первопрохождения. Переправляемся на ЛБ, идем смотреть сказочные башни, интересно, красиво.
После завтрака договорились что встретимся с водителем у бетонного моста, чуть не доходя р.Нарын. Задача пройти по Кара-суу два ущелья, в режиме первопрохождения. Переправляемся на ЛБ, идем осматривать сказочные фигуры, затратили на это 1 час.




Река со 120м сжимается до 40м и входит в ущелье. Перед ущельем — мост, дорога переходит с ПБ на ЛБ, перед мостом шивера мощная с валом более 1,5м.
Всех умыло, идём сходу уровень порогов от 4А д о4В. Через 3,5км ущелье заканчивается, начинаются красивые холмы, населёнка. На ПП повороте через 5км начинается нижнее ущелье, длиной 24км. В ущелье пороги стали мощней, жестче, вал 2-2,5м, мощные бочки уровень 5А-5В количество порогов 10-12шт. Идём с короткими просмотрами, подошли к порогу.
Порог Кит (5А) — правым вариантом 3кс. Длина 40м, большая глыба напоминающая кита по центру реки. С лева подпирает береговая скала, проход порядка 2м с нависающими конусными скалами, с права простой проход.


При проходе по центру велика вероятность поломать раму и побить людей, проходим справа всеми экипажами. Прошли пару км встали на ПБ перекусить, впереди на ЛП река поджимается скалами, напоминает Тельдекпень.
Выставили страховку, съёмку по ПБ.

Порог Пень(5А) L 180м, h 10 м река входит в низкий каньон с права стенка из горизонтальных плит. Поток разгоняется и наваливает на ПБ через косую бочку, дальше валы бочки.

Порог Прижим (5С) L 50м. h 4 м На ПП порог, скала с ЛБ выступает в поток буквой «Г» верхняя перекладина на встречу потоку. К4-1 сходу вошёл в прижим и были жестко припечатаны к скале. Поборолись, пару раз гондолу полностью задавливало под воду, чуть не киль. К2-1 аккуратно сработали на струе — ушли от прижима, чалка на ПБ. К4-2 также ушли от прижима, чиркнув бортом по камням. К2-2 от прохождения отказались. Прошли порог на входе бочка, навал на ПБ, валы длина 230м. Проходим парами с взаимостраховкой.


Далее река втягивается в ряд каньонов, бегаем смотрим уровень не превышает 5кс.
Порог Каньон (5А) L 230 h 10 м На ПП река поджимается скалой ЛБ и входит в каньон из желтоватых скал. Сливы по 1,5м косые валы на выходе с права впадает ручей.
Осторожно идём по реке, входим в район промзоны по добыче гальки, вдали грузовики. ПП остров основная протока правая, два моста. Река широкая 50-60м, через 500м ПП.
Порог Щель (6) L 230м h 21м прижим на ЛБ сброс через бочку и мощный прижим на ПБ. Затем ПП и река входит в щель 6м. Для просмотра нужна верёвка и система. Время 18,20, жарко +38 — решаем обносить, нет времени. Впереди очередной каньон.
Каньон Нижний (5В) L 1300м h 14м Мрачные высокие скалы, резкие повороты, сливы по 1,5м косые валы. Прохождение без разведки давит на нервы, но всё прошли хорошо, справа впадает ручей — это окончание каньона.

Далее берега становятся ниже, местами видны домики, подошли к бетонному мосту, машина нас ждёт. Помахал, чтобы прошли дальше, через 1 км чалка на ПБ. Время 19,40 — разбираем каты и едем в сторону Чичкана, ночуем на площадке левой Кара-суу.
Чичкан
12.05.2018.
После завтрака поехали к р. Чичкан к пор.Катюша, встали напротив порога на площадке. Осмотрели порог далее 1,5 км, вода большая, поток опасен.
Ориентир начала — прямоугольный камень-дом, высотой 3-4 м, расположенный посреди реки.




1 ступень (6С). Есть два прохода от входной глыбы, левый проход заперт на выходе еще одним камнем. В правом каскад сливов, общей высотой 3-4 м. Далее сплошное месиво из сливов, больших бочек, разнонаправленных струй, пенных ям, шишек обливных камней и прочих «прелестей». На выходе косой слив по всей ширине реки, высотой более 3 м. Общее падение в ступени 8-9 м на 100-110 м порога. За сливом 20 м относительно простой воды, с ПБ выступает камень, за ним улово на один катамаран, возможна принудительная чалка. А также достаточно хорошее место для страховки.
2 ступень (6С). Начинается со слива через всю реку, высотой 2,5-3 м, за которым бочка с пенной ямой. В 20 м ниже, ближе к ЛБ, навальный камень. Левая струя уходит под отрицательную скалу, в правой двойной слив, общей высотой около 4-4,5 м. После каждого слива бочки, за последней еще одна бочка — пульсирующая. Струя почти не затягивает под отрицательную скалу ЛБ. Заканчивается ступень через 20 м еще одним 2-метровым сливом.
3 ступень (6В). После 20 м мощной шиверы два слива по 2 м. Далее камни, расположенные вдоль потока направляют основную струю к ЛБ, в которой несколько сливов по 1,5-2 м. Ближе к окончанию мощнейший навал на выступ стены ЛБ. Между камнями вдоль потока есть разрывы, по которым можно уйти к ПБ (если хватит здоровья и сил), здесь более спокойный поток и есть небольшое улово для чалки. Правда берег высокий, выходить будет трудно, но есть возможность привязать чалку. Ступень идется только в очень высокую воду. В среднюю левая струя становится негабаритной из-за огромных плоских камней, перекрывающих и правую сторону реки.
Это описание Сергея Безродного.
Первые две ступени очень опасны, решили проходить третью ступень правым вариантом. По правой части потока в центре большой камень слив 2,5м и возможность реально добросить спасконец. Далее поток чуть успокаивается 30-40м ЛП и каскад порогов 1,5 км 6 к.с.
Решили проходить только 3 ступень, занесли катамаран спустили на воду под сливом 2 ступени. Река бугристая, камней не видно. Пошли придерживаясь ПБ, вышли к основному сливу и были отброшены на скалу ПБ косым валом. Вышли из слива, катамаран стал плохо управляем, причалили на ПБ через 40м. Оказалась пробита правая гондола, которая набрала воды.
К4-2 при прохождении также был подбит при прохождении слива встал на полусвечку, удержался от киля и причалил на ПБ.
Вытащили гондолу на ремонт, начался сильный дождь и шел 2часа, вода в реке поднялась на 50см и стала коричневой. Однако паводок !!!
13.05.2018
С утра ещё раз осмотрели — вроде идётся, но слишком много и длинно, практически без страховки 6к.с. Приняли решение этот участок обвозить. Пошли чуть выше автомобильного моста. Река проходит под автомобильным мостом, расширяется, а затем снова сужается.
34 Порог «Мусаб-Биха» (5С). 41.993098°, 72.860132°. Около 200-250 м. Уклон увеличивается. Посреди реки лежат вдоль каменные плиты — камни. Левый проход чуть шире. Там серия валов до 1,5 м. Затем локальный ЛП. Правая часть реки перегорожена большими надводными камнями, у ЛБ два пологих слива, высотой 2-2,5 м с бочками и валами
За порогом 400 м шиверы 4С-5А кс, валы до метра, простая линия движения
Перед порогом чалка на ПБ короткая разведка, выставили 2 спасконца. Оба катамарана прошли ближе к ЛБ, без проишествий.


35 Порог «Хаковский» (5В). 41.987947°, 72.863832°. Протяженность 230-250 м, начинается сразу за локальным ЛП. Серия крупных камней в беспорядке разбросанных по реке. Между ними сливы, бочки, валы. Линия движения читается с воды с напряжением, не сразу. Слалом.
36 Шивера-порог (5В). Так называемый прогонный участок 5,5-6 км. Линия движения читается с воды, но требует слаженной работы, зачастую от одного берега к другому. Попадаются мощные бочки, способные удерживать четверку и большие камни, на которые сильно валит. Очень много расчесок, что на ПБ, что на левом. Возможны упавшие деревья, перекрывающие всю реку. Над водой много каких-то проводов и тросов, в принципе габаритных, главное вовремя их заметить. На участке есть проходимый деревянный мост. Река петляет, между горой и автодорогой, много слепых поворотов, русло то расширяется, то сужается, периодически встречаются острова. Места для чалок есть, но их не очень много. При меньшем количестве воды река станет менее мощной, но вылезет много камней, и участок будет представлять непрерывный слалом.
На пятерочной реке, на этом участке, наверное, было бы 10-12 именных пятерочных порогов (по нашей воде). На заключительной части препятствия река отходит от дороги, примерно на 1,7-1,8 км. В конце этого участка река делает ЛП и через 200 м упирается в дорогу. Берег укреплён бетоном. Следует крутой ПП и заключительное препятствие Чичкана:
37 Порог «Артур» (6А). 41.945618°, 72.875566°. 170-180 м. Условно можно разделить на 2 ступени. 1 ступень — резкое, локальное падение уровня воды, много обливных камней, за которыми бочки 2 ступень — на входе возле ЛБ торчат камни, за которым поперёк русла через всю реку мощная бочка до 2,5 м с пенным котлом, за которой валы до 2 м. Между ступенями шивера.
Встали на ЛБ не дойдя до ПП 100м, подкачались. Прошли первую ступень по центру, вошли во вторую под ПБ — мощная бочара поставила кат на бок, раздался треск вышли из порога. Позже выяснилось что было сломано 3 продолины на корме у коленей. Второй кат взял левее и прошел более мягко. Фото, к сожалению, не получились.
После порога долина очень постепенно выполаживается, река упрощается, но взбрыкивается короткими пятерочными препятствиями еще метров 700 м до водозабора. Далее фон 3-4 кс около 5 км от «Артура» до моста в поселке Бала-Чычкан.
У моста встали на ЛБ и стали разбирать каты, минут через 10 подошла машина с береговой командой. Быстро собрались и поехали в сторону Бишкека. Ночевали на Чичкане в средней части в 3км выше завала.
14-15.05.18
С утра позавтракали и вперёд опять снежный перевал Алабель, в 17 час. были в Бишкеке. По телефону заказали баню на вечер. Покушали в кафе, сдали снарягу в транспортную компанию. Помылись в бане и уехали в аэропорт, в 6,00 были в Екатеринбурге.
Итоги, выводы, рекомендации
Маршрут пройден достаточно полно и уверенно. Из-за поломки машины и потери 1,5 суток не прошли р. Торкент.
На реках много определяющих и предопределяющих препятствий.
От Екатеринбурга до Екатеринбурга мы затратили 15 дней.
На Тянь-шане весной день короче чем на Урале, в 21 час уже темно. Чтобы максимально использовать светлое время мы работали так; в 6.00 подъем для дежурных, остальные в 7,00.
В обед были перекусы, чай в термосах, все это позволило очень быстро и надежно пройти маршрут. Три обеда были с супами.
Надо продуманно строить график движения и максимально эффективно использовать время работы на реке.
Итагар оказался небольшой рекой 12-15м3, заехали по грунтовой дороге, выше река по нашей воде смотрится не сплавной. К нам подходил мужчина, сказал что это национальный парк. Речка прорывается к Чичкану, постепенно усложняясь вплоть до завалов. Было пройдено порядка 2км, один порог « Прыгающие собаки» 6к.с. Река пройдена впервые.
Чичкан первый участок 15км. пройден полно и надёжно по воде выше средней. Пройдено 4 пор. 6кс.
В пороге «Затычка» обнесли вход 40м. Вода на на этом участке реки выше средней. Река Кара-суу (левая) была разведана 4км, объём около 15м3, много корявых камней, веток, деревьев в русле, один сплошной завал. В последнем пороге видна арматура. Уровень 5 кс. четверки не пролезут, а двойки жалко рвать. Речку не пошли.
Река Туурдук левый приток Кара-суу (правой) объём от 20-30м3 (вечером). Сплав начат выше моста на 200м. Река зарывается в ущелье, где пройдено 4 пор. 6кс. Порог «Буль-буль» 6Скс был обнесён, Григорий прошёл его на жилете аварийно. Ниже 5км. до устья очень бурный участок от 5А до 5С. Проходили с короткими просмотрами, кильватерной колонной. Двойкам показалось очень сложно. Река очень понравилась, пройдена впервые.
Далее поднялись вверх 11км вдоль реки Кара-суу (правой), прошли 3,5км. Один порог 6кс «Дерево». Расход 12-15м3, мелко, много непроходов, почти сплошная населёнка, заборы, дети. Отвод воды на орошение. Обвезли 7,5км до стрелки с Туурдуком,здесь объём 50-55м3 прошли 55 км почти до р.Нарын. Осмотрели город фигур выветривания, красиво. От стрелки 1,5км бодрый участок 4-5Акс всё идётся сходу. Далее река выполаживается идёт 7-8км , после выветриваний (20км) река собирается одним потоком и под мостом бетонным входит в ущелье 5-6км уровень препятствий 3-4кс. Следующее ущелье через 3км длиной 25км, уровень препятствий 4-5кс, пятёрок порядка 12 штук. Река пройдена, но отчётов не нашли, шли по космическим снимкам.
Река Чичкан на пороге «Катюша» — была пройдена 3 ступень 6кс. по большой воде. Затем вода поднялась, начался паводок, обнесли до моста, прошли жёсткий участок до моста в Бала-чичкане. Порог «Артур» 6кс. Река Чичкан открыта относительно недавно группой Мушарапова (Новосибирск), Цветкова (Москва), Безроднов (Н-Тагил) — 2 раза. Группа Безродного Сергея выиграла этой рекой Чемпионат России.
Реки разные по объемы воды: На Итагаре четвёркам тесно, Туурдук хорош и К4 и К2, Кара-суу идётся хорошо, но двойкам больше слалома, Чичкан вверху идётся на всех судах, нижняя часть по большой воде смотрится для объёмных четвёрок, на двойках страшно.
Погода первых два дня была прохладная, ночью на Итагаре сыпанул снежок. Ночью было до +2, днем -15-20. Затем погода выправилась и было до +36, три раза шел дождь.
График движения был напряженным, для менее опытных групп рекомендуется добавить 1-2 дня.
Сложность маршрута может значительно меняться в зависимости от уровня воды, поэтому он не рекомендуется группам, не имеющих опыта 6к.с. Местное население к туристам относится доброжелательно, наблюдается повальное желание сделать селфи.
Видео
Технический ролик:
По данному походу создан авторский видеоролик Г. Гавриленко:
Приложения
Весовые характеристики груза, взятого на маршрут:
Продукты питания – 115 кг,
Групповое снаряжение –168 кг,
Личное снаряжение – 144 кг.
Итого: 432 кг. Нагрузка на мужчину – 36 кг.
Список группового снаряжения:
Катамаран – 4 шт,
Чалочная веревка –4 шт,
Весло – 24 шт,
Насос – 4 шт,
Спасательный конец – 8 шт,
Ремнабор – 4 шт,
Палатка с тентом – 4 шт,
Тент общий – 1 шт.,
Топор – 1 шт,
Пила – 1 шт,
Котелок – 3 шт,
Половник – 1 шт,
Костровые рукавицы – 1 пара,
Медицинская аптечка – 1 шт,
Фотоаппарат – 2 шт,
Видеокамера – 2 шт,
Рация –4 шт,
Лоция, карты – 4 компл,
Список личного снаряжения:
Спасательный жилет – 1,
Каска – 1,
Гидрокостюм – 1,
Капроновый костюм – 1,
Рюкзак – 1,
Гермомешок – 1,
Спальный мешок – 1,
Коврик – 1,
Безрукавка пуховая – 1,
Термобелье – 1,
Трико х/б – 1,
Футболка – 2,
Нижнее белье – 2,
Туристские ботинки – 1,
«Мокрая» обувь – 1,
Носки шерстяные – 2,
Носки х/б – 2,
Перчатки – 1,
Свитер – 1,
Чашка, ложка, кружка – 1,
Нож – 1,
Умывальные принадлежности – 1,
Шерстяная шапочка – 1,
Штормовой костюм – 1,
Дождевик – 1,
Спички в гермоупаковке – 2,
Фонарь – 1.
Питание на маршруте:
Раскладка продуктов была стандартная, без изысков.
наименование | в день на человека, г |
суповые пакеты | 60 |
крупа | 70 |
рожки, пюре | 100 |
сухари | 120 |
печенье | 60 |
конфеты | 20 |
сахар | 100 |
чай | 15 |
соль | 10 |
масло топленое | 20 |
тушенка | 65 |
колбаса, сыр, сало | 35 |
изюм | 25 |
лук, чеснок | 40 |
кофе | 5 |
молоко сухое | 35 |
специи | 3 |
масло растительное | 10 |
итого | 793 |
Содержание медицинской аптечки:
Общие:
1. Ножницы 1 шт.
2. Жгут 1 шт.
3. Пипетка 1 шт.
4. Спирт 100 мл
5. Пинцет 1 шт.
6. Шприцы одноразовые: 4 шт.
7. Сумка 1 шт.
8. Инструкция 1 шт.
Перевязочный материал:
1. Бинты 5 шт.
2. Вата 50 г. (1 упаковка)
3. Лейкопластырь широкий 1 катушка
4. Лейкопластырь бактерицидный: 14 шт.
5. Бинт эластичный трубчатый 4 шт.
От желудочно-кишечных заболеваний
1. Но-шпа 16 табл.
2. Имодиум 20 табл.
3. Мезим 20 табл.
Мышечные:
1. Бинт медицинский эластичный 1 шт. (3м)
2. Крем «Бен-гей» 35 г (1 тюбик)
Обеззараживающие:
1. Йод 1 леркер
2. Спиртового раствора брилианового зеленого 1 леркер
3. Марганец ~20 г
4. Фурацилин 20 табл.
5. Стрептоцид ~10 г
6. Уголь активированный 20 табл.
7. Клей БФ-6 15 г (1 тюбик)
Для лечения ран и ожогов:
1. Пантенол (спрей) 1 флак.
2. Линимент бальзамический (мазь Вишневского) 1 тюбик
3. Левомекель (мазь) 1 тюбик
Обезболивающие и жаропонижающие:
1. Колдрекс 5 пакетов
2. Ацетилсалициловая кислота 10 табл.
3. Парацетамол 10 табл.
4. Анальгин 8 табл.
5. Цитрамон 10 табл.
6. Темпальгин 10 табл.
7. Кетанов 20 табл.
8. Упсарин УПСА 10 раств. табл.
9. Нурофен плюс 10 табл.
10. Кетанол 4 ампулы
Сердечные:
1. Валидол 10 табл.
2. Корвалол 25 мл (1 флакон)
3. Нитрокор (нитроглецерин) 40 табл.
Прочие:
1. Коделак (от кашля) 10 табл.
2. Сульфацил натрия (глазные капли) 5 мл (1 флакон)
3. Раствор аммиака (нашатырный спирт) 20 мл (1 флакон)
4. Нафтизин (капли в нос) 10 мл (1 флакон)
5. Раствор кислоты борной (капли в уши) 25 мл (1 флакон)
6. Вазелин 30 г (1 тюбик)
Состав ремонтного набора.
1. Бензин – 0,5 л,
2. Клей – 16 тюбиков, клей для пвх 16 тюбиков
3. Бумага наждачная – 5 листов,
4. Изолента – 2 рулона,
5. Набор гвоздей и шурупов – 2 комплекта,
6. Иголки – 12 шт.,
7. Нитки х/б – 3 катушки,
8. Нитки капроновые – 3 бабины,
9. Напильник – 1 шт,
10. Ножницы – 1 шт,,
11. Набор заплаток на чехлы и гондолы,
12. Отвертка – 1 шт,
13. Пассатижи – 1 шт,
14. Шило – 1 шт.
Литература:
1. Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Тянь-Шаню по реке Чычкан в Токтогульском районе совершѐнный группой туристов, т/к «Сплав» в период с 07 по 21 сентября 2009 года. Руководитель Мушарапов Р.З. Новосибирск.
2. Отчет о водном туристском путешествии 6 к.с. по Киргизии по маршруту: Чонг-Кемин — Кекемерен — Чичкан, совершенном с 27 апреля по 12 мая 2013 года. Руководитель — Цветкова С.В. Москва.
3. Отчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) по маршруту Кекемерен – Нарын, Кызыл-Суу, Куршаб (Тянь-Шань, Памиро-Алай), совершенном в октябре 2007 года. Руководитель Величков В.И. Нижний Тагил. http://www.veslo.ru/2006/otchet/kirgiz2/kirgiz.html.
4. Отчет о водном (катамараны) туристском спортивном маршруте шестой категории сложности по рекам Тар, Куршаб, Кекемерен (Тянь-Шань), совершенном с 27 сентября по 14 октября 2012 года. Руководитель — Безроднов С.Б. Нижний Тагил. http://www.veslo.ru/2011/otchet/kirgiz/kirgiz2012.html.
5. Отчет о водном туристском спортивном маршруте шестой категории сложности (катамараны) по рекам Кекемерен, Чичкан (Тянь-Шань), совершенном с 25 апреля по 9 мая 2015 года. Руководитель Безроднов С.Б. Нижний Тагил.
Картографический материал.
Все карты масштаба 1:100000 (в 1 см – 1 км)













