image_pdfimage_print

Отчет о водном туристском спортивном маршруте
четвертой категории сложности (катамараны, пакрафт)
по рекам Б.Зеленчук — Аксаут – Маруха (разведка) — Теберда — Худес – Даут — Кубань (Кавказ),
совершенном с 26 апреля по 12 мая 2024 года.

1. Справочные сведения о путешествии

1.2. Паспорт спортивного маршрута

Проводящая организация: Клуб туристов «Азимут», гор. Нижний Тагил, Космонавтов 36, http://azimutnt.ru/, e-mail: azimut-nt@yandex.ru, тел. 8(3435)243-210.

Группа: сборная городов Свердловской области.

Район путешествия: Кавказ (Карачаево-Черкесская Республика).

Вид туризма: водный.

Категория сложности: четвертая.

Протяженность активной части маршрута: 112 км, в том числе:

  • сплав по рекам  Псыш — 7 км;
  • сплав по реке Б.Зеленчук — 22 км;
  • сплав по реке Аксаут – 19 км;
  • сплав по реке Теберда 32 км;
  • сплав по реке Худес  – 3,5 км;
  • сплав по реке Даут – 50 м;
  • сплав по реке Кубань – 28 км.

Сроки путешествия: 26.04 — 12 мая 2024 года.

Продолжительность путешествия: 14 дней, из них на активной части 9 дней.

Нитка маршрута: Невинномысск – бетонный мост на реке Псыш (авто) — сплав по рекам Псыш, Б.Зеленчук ниже порога «Косой» – переезд на р. Аксаут выше каньона  «Осыпной» (авто) — сплав по реке Аксаут ниже кордона лесничества — переезд до моста р. Маруха (авто) — разведка  реки Маруха  до горящего дерева — переезд до дачного поселка выше В. Теберды 6км — сплав по реке Теберда за Гай порог – переезд до пр.пр р.Худес — сплав по реке Худес — сплав по р.Кубань — сплав по р. Даут – сплав по р. Кубань до пор. Каменомосткий (сплав) — Невинномысск (авто).

Средства сплава: К2 — катамаран-двойка «Горшков» 1200 л, К2 — катамаран-двойка «Рафт мастер» 1430 л. Пакрафт 200 л.

Уровень воды: Б.Зеленчук — высокий, Аксаут — выше среднего, Теберда — средний, Кубань — средний, Худес — средний, Даут — средний.

Маршрутная книжка: № 12/24.

Маршрут рассмотрен Областной туристско-спортивной МКК ТСС Свердловская обл. (166-00-56665555).

Место хранения отчета: Сайт В.И.Величкова https://pro-vodnik.ru;

Спортивно-туристский клуб г. Екатеринбурга, ул. Шейнкмана 57, комн. 226, 244, , www.turist-club.ru, e-mail: clubmkk@list.ru, turist-club@list.ru.

1.2.  Предопределяющие и определяющие препятствия маршрута

рекавид препятствияназваниедлина, мк.с.прохождениеуровень воды
1Б.ЗеленчукпорогПушка400кроме Горевой, Гейко, Захаровойвысокий
2Б.ЗеленчукпорогЧетвертый взрывной200всевысокий
3Б.ЗеленчукпорогКосой100всевысокий
4АксаутпорогПирамида100все средней
5КубаньканьонАманхит1500всесредний
6КубаньпорогКаменномостский100всесредний
7ТебердапорогГай порог120всесредний
8    ХудеспорогВинт30Величков, Гавриленко, Молодцов, Фоминыхсредний
9    ХудеспорогСлив70Величков, Гавриленко, Молодцов, Фоминыхсредний
10    ХудеспорогПоворот40Величков, Гавриленко, Молодцов, Фоминыхсредний
11    ХудеспорогОдинокий40Величков  Гавриленкосредний
12     ДаутшивераВыходная503Величков, Молодцовсредний

Итого пройдено: 4С — 1препятствий, 4В — 3 препятствий, 4А -7 препятствий. В отчете приведена оценка уровня сложности препятствий для конкретных условий на момент прохождения, при других условиях она может существенно меняться.

1.3. Состав группы

ФИОГРТуристский опыт (основной)Город, экипаж
1Величков Виктор Иванович1957Чичкан-Туурдук-Карасу 6ксР(2019) Красненькая-Кутсайоки-Тунтсайоки-Тумча 4Р(2023)Нижний Тагил К2-1
2Горева Евгения Николаевна1972Чулышман 5У (2021) Красненькая-Кутсайоки-Тунтсайоки-Тумча 4У(2023) Нижний Тагил К2-1
3Гавриленко Григорий Владимирович1977Чичкан-Туурдук-Карасу 6ксУ(2019) Красненькая-Кутсайоки-Тунтсайоки-Тумча 4У(2023) Нижний Тагил К2-2
4Прилепин Сергей Семенович1976Чичкан-Туурдук-Карасу 6ксУ Красненькая-Кутсайоки-Тунтсайоки-Тумча 4У(2023)Нижний Тагил К2-2
5Захарова Дарья Викторовна1985Красненькая-Кутсайоки-Тунтсайоки-Тумча 4У(2023)Нижний Тагил К2-3
6Мурзин Евгений Анатольевич1983Красненькая-Кутсайоки-Тунтсайоки-Тумча 4У(2023)Нижний Тагил К2-4
7Фещенко Евгений Владимирович1990Красненькая-Кутсайоки-Тунтсайоки-Тумча 4У(2023)Нижний Тагил Пакрафт
8Гейко Неонила Аполинарьевна1951Чуя -Катунь 4 ксУ (2020)Нижний Тагил К2-5
9Фоминых Вячеслав Владимирович1982Красненькая-Кутсайоки-Тунтсайоки-Тумча 4У(2023)Нижний Тагил К2-3
10Молодцов Владимир Георгиевич1983Баксан -Адылсу 5кс(2020)Серов К2-5
11Анисимов Александр Юрьевич1985Красненькая-Кутсайоки-Тунтсайоки-Тумча 4У(2019)Нижний Тагил К2-4

2. Выбор маршрута

Главной задачей разработанного маршрута было повышение уровня подготовки членов группы, попытка прохождения новых притоков. Для большинства участников это было первый поход на Кавказе. В группе был костяк из пяти человек, которые имели опыт 5-6 кс, остальные участники имели опыт 4 кс.

Был выбран довольно популярный район среди водников, майские праздники очень подходят для прохождения коротких рек Кавказа. Также подобраны пара речек для новизны.

Исходя из вышесказанного, была выбрана связка рек региона, обеспечивающая хороший набор препятствий 4 кс. в довольно коротком походе. Также был подобран набор рек в запасных вариантах.

3. Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выход можно сделать в любой точке маршрута — вдоль всех рек маршрута проложены автомобильные дороги. И если есть машина сопровождения, проблем не возникнет совсем.            

4. Подъезд, отъезд, переезды

Мы выбрали начальной точкой маршрута Невинномысск, через который проходит поезд Екатеринбург — Кисловодск.

При таком количестве заявленных рек необходима была машина сопровождения на весь поход. Рассчитывать на попутный автотранспорт конечно можно, но при этом наверняка придется разбирать катамараны и терять время на поиск транспорта. Можно, наверное, найти микроавтобус, который будет забирать группу в определенной точке, и перевозить на другую реку, возможно, это будет дешевле (хотя и не уверены в этом).

Мы воспользовались услугами водителя Павла (тел. +7-900-291-96-36), которого нам рекомендовали друзья-туристы. Павел прекрасно знает все дороги и стоянки Карачаево-Черкесии, помогал группе во всем (по возможности).

5. График движения группы

днидатаучастокспособ передви-жениякмТХВопределяющие препятствия
0-326-29.05Екатеринбург — Невинномысскж/д
329.07Невинномысск — бетонный мост                                р. Псыш до погранзаставы  авто сплав  160 5  4.40 2.30пороги 3 кс
430.07стоянка — река Б.Зеленчук ниже порога «Косой»  сплав  297.30Пушка 4С; 4 взрывной 4А; Косой 4В
531.07 река Б.Зеленчук переезд на  р.Аксаут выше каньона Осыпной                       авто806.45
61.08река Аксаут от моста выше Осыпного за кордон лесничествасплав166.20 Пирамида 4В;
72.08Переезд  на р Марухаавто1104.15
83.08Разведка  реки Марухапешком авто114.40 
94.08Переезд на реку Теберда авто   
105.08Р. Теберда с дачного пос выше пос Теберда до Гай порога переезд на р. Кубань до впадения р.Худес.сплав324.30Гай порог 4В
116.08Разведка р. Худеспешком44.30
127.08Р. Худес от поляны до стоянкисплав3,56.45Винт 4А, Слив 4А, Поворот 4А, Одинокий 4А
138.08Р. Кубань до порога «Каменомостский»сплав28  5.00Взравной-1 4А; Аманхит 4В; Каменномостский  4В
14-179-12 05Р. Кубань-Невиномыск-Екатеринбургавто, ж/д       
                                   114км сплав, 15км  пешком                                                                     

ТХВ — техническое ходовое время, включающее в себя общее время работы на реке (от старта до финиша): сплав, остановки, разведку порогов, ремонт, обносы, проводки, обед и т.д. Для машин указано общее время движения со всеми остановками – еда, ремонт, заправка и т.д.

6. Техническое описание маршрута

Сокращения в тексте: кс — категория сложности, ПП, ЛП – правый, левый поворот; ПБ, ЛБ – правый, левый берег, в скобках после названия препятствия – категория сложности для условий на момент прохождения.

6.1. Река Большой Зеленчук

26-29.04.2024

Ехали на поезде Екатеринбург — Кисловодск до Невинномысска. Катамараны провозили, взяв 3 багажных билета «дополнительная ручная кладь – байдарка и весла».

Поезд прибыл по расписанию, нас встретил водитель Павел и Даша — наш участник.

В 4.30 загрузили прицеп и отправились на Большой Зеленчук.

В станице Зеленчук купили хлеба, по дороге практически на всем протяжении частные владения, огороженные заборами. То же самое творится до и после поселка Архыз. Доехали до Нижнего Архыза, заказали хычины в кафе. Пока готовилось, поднялись по лестнице к лику Христа. Лик проявился 20 лет назад, сейчас это оборудованная достопримечательность.

Доехали до слияния р. Архыз с р. Псыш, мест свободных у реки нет, едем дальше.

Доехали до бетонного моста переехали на ПБ, здесь сосновый бор, пока не застроенный. Река бежит ниже в 20м. Нашли ложбинку по которой можно спокойно спуститься к реке.

Собрали каты и спустили их к воде, в 11 час стартанули.

Река шириной 20м, извилистая, есть деревья на 2/3  перегораживающие реку. Самое сложное место перед ПП, одно дерево за ним второе с ЛБ, слева затор из бревен. Поворот круто на право и шивера с валами выше метра и залитыми камнями.

Через 200м слева впадает мутный Архыз. Псыш становится коричневым, вода высокая. Через 50м от слияния  начинается порог.

Порог 1(3+) 150м валы, бочки, обливные камни.

Выставили страховку 2 спасконца в конце порога на ЛБ.

Первым пошел К2-1, вдоль ЛБ по валам затем по двум сливам, минуя бочки. На чалку уходили на ПБ. Остальные каты прошли идентично.

Река идёт вправо и по дуге влево. На ЛП река делится на две протоки, левая мелководная, на острове залом из брёвен.

Порог 2(3+) 70м валы, бочки, русло сжато. При заходе прижимаемся к острову затем в центр уходя от бочек, в конце порога жестко цепляем бочку у ЛБ. Очень бодрит. Остальные шли по той же траектории и цепляли бочку в конце.  Страховка с ЛБ два спасконца.

Дальше река также идет очень быстро, резкие повороты, камни, бочки. Всё время давит мысль попасть под бревно. Довольно  часто делаем короткие просмотры.

Чалим на ЛБ на небольшой поляне где уже стоит две группы. Напротив трех этажное здание из оранжевого кирпича, это погранзастава. На сегодня решаем сплав прекратить. Ночью в поезде почти не спали, на сплаве сложно собраться, время 16 час.

30.04.2024

Подъем в 7, завтрак. Поправили трубу на К2-1. Выходим в 10:30.

Река все также очень бодро бежит постепенно упрощаясь, появляются участки 2 кс.

Шивера (3). 200 м. Начинается перед мостом в поселке Архыз, на левую опору моста идет небольшой навал. За мостом шивера продолжается еще около 150 м. Сплошные валы, камней нет, вода высокая.

Проходим колонной, Гриша с Сергеем страхуют пакрафт. После моста пак подбивает и он ложится. Парни помогают Евгению добраться до берега. Перекурили 10-15 мин и двинули дальше.

За шиверой очень длинный участок порядка 12 км без препятствий с фоном 2 кс, но Зеленчук бежит очень быстро, и совсем скучным этот участок не назовешь. Изредка встречаются небольшие сливы и бочки.

 Весь участок прошли колонной с несколькими остановками на подкачку и отдых. Порог «Первый взрывной», так и не обнаружили. То ли просто его залило высокой водой, то ли конфигурация реки изменилась.

Порог «Второй взрывной» (3). 150-200 м. Ориентиром служит ручей по ПБ. На ПП у ЛБ несколько мощных валов. После поворота гряда камней отжимает поток вправо, там короткая горка с серией невысоких сливов, далее дорожка высоких валов. Третью категорию можно дать с натяжкой, и то, если придерживаться основной струи. Страховку не выставляли. Все катамараны шли по основной струе.

После порога шивера около 100 м. Чалка для осмотра следующего препятствия возможна к осыпи из колотых камней ЛБ. Уловов нет, необходимо чалиться на струе.

Порог «Пушка» (4С). 400-450 м. По большой воде представляет собой мощную шиверу с разнонаправленными валами до 2,0 м и глубокими мощными бочками. Несколько надводных камней, слив. Есть несколько вариантов прохождения.

При чалке к каменной осыпи  нужно быть аккуратным, возможна затяжка в порог. Сверху база по территории  которой мы и шагали. Дошли до ЛП ручей Горелый («балка Горелая»), спустились к реке. Как раз это основная ступень, мощно. Как раз проходила группа, только успевали нырять с головой.

По итогам просмотра,  решаем девчонок в порог не брать. Сформировали 4 мужских экипажа и пошли парами в порог.

Проходим первую часть порога метров 250, уровень тройки. В районе ручья прижимаемся к ПБ и обходим мощную бочку, затем уходим левее по сбойке мощных двух метровых  валов. В конце проходим слив 1,5м у ПБ, рядом с большим береговым камнем.

Все катамараны прошли удачно, швыряло в пороге очень мощно. За порогом шивера 2-3 кс около 500-600 м.

Ориентир следующего препятствия — желтая труба газопровода и на ЛБ база отдыха с домиками.

Порог «Третий взрывной» (3).

200-250 м. Начинается за ЛП после базы отдыха. Затем следует ПП и прямая. Сложнее начальная часть (120-130 м) — перед и на ПП. Представляет собой мощную шиверу. Есть несколько обливных камней с невысокими сливами и бочками. После быстротока в 20м вторая часть. Гряда камней отжимает основную струю к ПБ, там шивера и на выходе косой слив менее метра высотой.

Проходим порог сходу, никаких осложнений нет.

Далее фон 2 к.с. Следующее препятствие расположено через 300-400 м после моста через реку.

Порог «Четвертый взрывной» (4А).

200-250 м.Осмотр с осыпи от дороги ЛБ. Начинается на ПП. На входе обливной камень, за ним мощная шивера около 60-70 м. Далее ближе к ЛБ большой камень, слева от него по всей ширине реки слив, высотой около 1,5 м с бочкой. Следом россыпь камней, с габаритными проходами, необходим резкий маневр вправо. Шивера продолжается, попадаются отдельные надводные камни, сам порог заканчивается у ЛП.

После порога на реке практически непрерывный фон 3 кс, встречаются приличные бочки.

Т.к. ориентиров порога «Косой» практически нет, а координаты препятствий, которые мы нашли в одном из отчетов, оказались очень далеки от фактического положения дел, дальнейший участок шли плотной колонной.

Порог «Косой» (4В).

100 м. Четких ориентиров нет. В одном из отчетов указан песчаный обрыв высотой 10 м на ЛБ. Его не обнаружили, хотя внимательно смотрели. Порог начинается на резком ПП, вход между двух камней. Несколько высоких валов, слева и справа бочки не на основной струе. Навал на крупный обливной камень, миновать который очень трудно, с него слив 1,5-2 м, бочка и дорожка валов, постепенно затухающих.

Далее река успокаивается до 2 кс, и течет так 5-6 км.

После этого мы закончили сплав по Б.Зеленчуку, на очередной  поляне на ЛБ с большими деревьями. Встали на ночевку.

После всех препятствий 3-4 кс, проходивших с ходу, передовой К2 в обязательном порядке вставал в улово или чалился для страховки остальных экипажей.

6.2. Река Аксаут.

01.05.2024.

Утром привязали полуспущенные катамараны на прицеп и в 9.45 выехали на Аксаут.

Дорога вдоль Аксаута грунтовая, после дождя все ямы заполнены водой. После каньона Осыпной водитель отказался ехать дальше, длинная база машины могла сесть на раму. Донесли вещи на поляну метров 150, встали на стоянку. Выше в 50м мост через Аксаут.

Вечером провели разведку вниз по реке 2 км.

02.05.2024. 

Утром завтрак, доделываем дела и в путь в 11 час.

Стартуем в 50м ниже моста. 

Каньон «Осыпной». Длина около 2 км, начинается минут через 10-15 сплава от моста. По средней воде можно поделить на 3 участка: порог «Пирамида» около 80-100 м; участок шивер 1,2-1,3 км; каньон «Красный» 1,2км препятствия 2-3кс.

Мест для чалок и уловов мало. Разведка очень трудная — берега крутые и сильно заросшие.                                           

Порог «Пирамида» (4В).

Ориентиром порога является резкий ЛП. За поворотом огромный камень под ПБ. Напротив него, в 1,5 м, в струе — еще один, перед которым два зуба. Через 20 м под ПБ — огромный камень и рядом с ним камень — «пирамида». В пороге большой перепад, пара сливов с бочками, сильные навалы на камни, небольшой прижим к ПБ.

Участок шивер (3).

Длинный участок шивер, продолжительностью более километра. Шиверы мощные, следуют одна за другой почти без разрывов. Встречается одиночные камни, сливы, бочки, валы до 1,5 м ширина реки около 15 м. Каньон изначально было решено идти плотной колонной с взаимостраховкой. Просмотр был сделан предыдущим вечером.

Все катамараны и пакрафт прошли каньон хорошо, без грубых ошибок.

Каньон «Красный» (2-3).

Протяженность 1,3 км. Представляет собой серию шивер. Шиверы чередуются: то 2 кс, то 3 кс. Каньону  полностью дать 3 кс нельзя, половина из всего пройденного 2 кс.

Каньон «Два моста» (2-3). Длина около километра. Абсолютно такая же картина, как в «Красном». Но течение хорошее. Замерили скорость реки от чалки до чалки, минут 30, получилась средняя скорость 12,1 км/час.За каньонами фоновый сплав 2 кс, было три усложнения до 3 кс.

Порог «Сюрприз» (3).

Пологий слив, высотой около 1,5 м, за сливом мощная бочка, а затем тебе навстречу летит 1,5 метровый вал. Далее около 100 м мощной шиверы.

Весь участок прошли колонной, с несколькими остановками. Проблем не было. За кордоном лесничества хорошая поляна на ПБ. До Хасаут-Греческого не дошли около 3 км. Пообедали, привязали полуспущенные катамараны на прицеп и отправились на Маруху.

Это было изменение маршрута, так как пришло сообщение от МЧС КЧР о паводке на Кубани и запрете на сплав.

Ехали на Маруху до 21 часа, встали у желтого моста, пошел снег.

03.05.2024.

Утром осмотрели порог выше моста, порог 4кс.

Далее просматривали реку ниже примерно на 10 км. Вода высокая, крупные камни, большое падение. Река часто делится на протоки, много бревен, завалов. Уловов почти нет.

Общее впечатление, река сложная 4+ переходящая в 5кс, страховку с берега ставить сложно, а часто невозможно. Для прохождения требуется 2-3 дня, решаем речку отложить на будущее.

04.05.2024.

После завтрака выдвигаемся вниз по дороге, задача добраться на реку Теберда.

В Карачаевске обедаем в кафе, продолжаем  движение вдоль реки до пос Теберда. Ищем место старта, его нет. Постепенно движемся вверх вдоль реки, места нет, 5 км сплошные дачи.

Пошел дождь, решаем поселиться в гостинице в 1 км от реки. Дом типа юрты, влезли все 12 чел. Варим на газовой плите. Помылись в бане, хорошо.

6.3. Река Теберда

05.05.2024.

Съехали к мосту, у забора маленькая полянка, подготовили каты, открыли ворота в заборе и донесли суда до реки. Стартанули, река достаточно широкая метров 30, вода средняя. Несет хорошо в районе 10км/ч препятствия шиверы 2 кс, редко ближе к 3 кс.

За четыре часа с небольшими перекурами доехали до порога.                                                                                              

Порог «Гай порог» (4А). 

В центре камни, справа пара сливов с мощными бочками, слева два слива в камнях. Выставили страховку, два спасконца на ПБ ниже порога.

К1 проходил слева, прошли первый слив затем второй убрали нос от камней и прошли препятствие.

К5 также пошел слева, на заходе не разглядели слив и запрыгнули на центральный камень. После приложенных усилий снялись с камня и прошли порог до конца.

Остальные каты проходили справа, прижимались ближе к центральным камням и проходили сливы с бочками, проблем не было.

Начался дождь, грузимся в машину и едем на Кубань. К 20 час доехали до впадения р. Худес в Кубань.

При впадении чуть выше стоит законсервированная база, порядка десятка домов.

Начался дождь, ставим палатки в огороде с права в первом доме.

Чуть позже приезжает группа из Екатеринбурга, и встают слева у первого дома.

6.4. Река Худес

06.05.2024.

С утра пришел хозяин базы и потребовал «чтобы мы освободили его базу».

Быстро собрали палатки, которые стояли в огороде и двинулись вверх вдоль р. Худес. Доехали до первого моста 3 км, мост проходим для нашего микроавтобуса. Участники вышли и автобус поехал через мост в крутой подъем.

Примерно через 1-1,5км выехали к памятнику 190-летия воссоединению карачаев с Россией.

Проехали по спуску и остановились у поляны, здесь длинный стол с сидениями человек на 20-30 от этого места, начинается прорыв Худеса. В этом месте думаем устроить базовый лагерь и провести разведку.

Пошли 8 человек вдоль реки по ЛБ, кусты, крупные глыбы, тесно, объём 10-12м3. Часть порогов проходимо на катах, достаточно трудоёмкие обносы, ближе к выходу сложность увеличивается до 5кс. Ходили в разведку 3 часа.

07.05.2024.

Речка шириной 10-15м, объем кубов 10-12, вода мутная, видимо уровень средний.                 

Вновь прошли вдоль речки метров 200, сплавляться можно, тесно, местами узко.

Сформировали 2 экипажа на узких катах 1,8м в ширину. Владимир-Вячеслав К2-2, Виктор-Григорий К2-1, опыт участников 5кс. Также пошла команда сопровождения 4 чел по ЛБ.

Порог 1(2+)» Входной»

Длина 40-50м. Сразу от места старта порог на ПП камни, слив. Прошли слив, слалом, нормально. Далее ЛП речка собирается.

 Порог2 (3+) « Узкий».

Длина 20м. Слив 1,3м негабарит, проход 1,3-1,4м между глыбами. Обнос по ПБ. Чалка проблематична, выпустили весло. До следующего порога — шивера 60м.

Порог 3(4А) « Винтик».

Длина 50м. Начинается шиверой, затем слив 1,5м с навалом на правую глыбу, струя идет винтом. Первым проходит К2-2, слалом в шивере, затем в слив по винту. Чалка на ЛБ.

К2-1 проходит той же линией движения.

Страховали 3 спаскоцами с ЛБ.  

Через 20 м Порог 4(4Акс) «Слив».

Длина 5м. Концентрированный слив 1,5м вдоль скалы ПБ с небольшим навалом на стенку. Ширина слива 1,8м.

Первым проходит К2-2 четко сливается  и уходит  по шивере до ПП.

К2-1 прошел аналогично, зачалив на ЛБ  перед ПП.

Страховали двумя спасконцами ниже слива с ЛБ.

Далее шивера 80-100м. Страховали двумя спасконцами с ЛБ.

Порог 5 (4А) «Веер».

Длина 40м. В начале ПП  камни в русле слив с зубом под левую гондолу, веер камней на выходе с непонятным габаритом. После долгого разглядывания нашли проход у ЛБ с пропуском камня между гондол.

Пока смотрели, экипаж К2-2 обнес кат по ЛБ.

К2-1 стартанул в порог, прижимаясь ближе к ПБ, обошли зуб, слились в слив и заложив дугу влево, прошли порог.

Страховали 2 спасконцами.

Порог 6 (6С)

Длина 70м. Типичный Азиатский завал. Крупная глыба делит поток на 2 части, проходы менее метра, падение очень большое, белый поток мечется между крупных камней. Берега завалены крупными глыбами, тащить каты очень не просто.

За ЛП река успокаивается, ровно идет между крупных глыб 30м. Затем входит в крупные камни, габаритных проходов нет.

Порог 7 (6В).

Длина 30м. Крупные глыбы, слив, габаритные непроходы.

Порог 8 (5В).

Струя из порога входит в мини каньон, пробивает метров на 8,  ударив в стенку ЛБ падает в водопадный слив 2м и через 6 м падает в следующий слив 1,7м. Далее — быстроток и большая трехугольная глыба запирает выход.

Посовещались и решили  выходить из ущелья, уровень препятствий стал выше 4кс.

Высота борта метров 60, связали 3 спасконца и 10м чалки.

Подъём занял полутора часов, потребовал много усилий и нервов.

Загрузились в машину и поехали вниз к мосту, оказалось – рядом, не доехали 600м, жаль.

У моста Даша кашеварит, пообедали. Вячеслав отказался от дальнейшего прохождения. Решаем продолжить сплав с Григорием, сложность реки 2-3кс. По реке вышли 4 участника, страховка и фото, также параллельно шла машина. Идем по воде, беспрерывная шивера 2-3кс.

Через 1,2км порог 4 кс.

Порог 9(4А) «Одинокий».

Длина 40м. За ПП камень высотой 5-6 м у ЛБ, внизу у камня – бревна. Слив 1,5м, внизу слива -мощный подбой справа на лево, далее пара сливов по метру и камни. Проходим по сливу, тряхнуло, все норм. Далее слалом по сливам, порог пройден.

Страховка с ПБ одним спаскоцом.

Пройдя 2 км, чалка на ПБ у поляны, на которой скамейки. На карте написано «Убежище». Встаем на ночевку на поляне, это единственное место, нормальное для ночевки до моста.

Пошел дождь и шел всю ночь. Температура +11 днем +15 без дождя.

6.5. Река Кубань

08.05.2024.

Подъём в 7.00, завтрак и сборы.

Сформировано 4 экипажа. Три участника болеют – «ротавирус».

Вышли на воду в 9 час, шли кильватерной колонной 1км до р Кубань, шиверы 2-3кс.

«Рафт-мастер» сел на острый камень, прорвал дыру длиной 25 см. К сожалению, парни сошли с дистанции.

Кубань представляет собой практически непрерывную шиверу 2 кс. Попадаются довольно мощные бочки и изредка дорожки валов до 1-1,5 м.

Дошли до Даутского моста, почитали вывеску: «Биосферный заказник», вход посторонним запрещён. Причалили к устью, речка 10-15 м шириной, кубов 10.

Подняли кат на 50м и сплыли, шивера 3кс. В 100 м ниже с ЛБ каменный выступ река собирается в шиверу «Даутскую» 3 кс, видна  пара камней. Заранее отгребаемся от камней вправо, проходим без проблем.

Порог «Первый взрывной» (3).

200-250 м.Расположен примерно в километре от реки Индыш. Начинается на ПП. Локальное увеличение падения реки. В начале мощная шивера. Несколько больших камней — обливных  и надводных. Затем — бочки, расположенные в беспорядке.

Два варианта: можно попробовать проскочить, может быть задев бочку одной гондолой, и можно пробить одну из них. На выходе слив, несколько высоких валов.

Порог «Второй взрывной» (3). Длина 150-200 м. Через 500 м после предыдущего. По  средней воде — шивера с  валами. Оба порога прошли сходу, без проблем.

После порогов на реке фоновый сплав 2 кс. До каньона «Аманхит» более 8 км.

Каньон «Аманхит» (4В).

Ориентиром является галечная коса посреди реки, существующая даже в очень высокую воду. Других ориентиров, о которых пишут в отчетах или нет, или не бросаются в глаза.

От косы видно резкое сужение русла и ПП. На повороте берега резко повышаются. Каньон продолжается около 1,5-2 км.

Поток разделяется на две протоки, левая забита бревнами, правая чистая.

По нашей воде определяющая ключевая часть вторая ступень метров 150-200.

Разведка по ПБ очень сложная — берег высокий и крутой, до неприличия зарос деревьями и кустами, прохода нет.

В ключевой части бессистемно разбросаны большие и малые камни, обливные и надводные, сливы до 1,5 м, большие бочки, ломаная линия движения.

Порог проходили по центру, вторую ступень справа затем опять по центру.

Шли на взаимостраховке.

Порог мощный, крупные глыбы на которые наваливает, воронки, сливы. По окончанию прохождения встали на ЛБ перед сломанным мостом, перекур.

До порога «Каменномостский» около часа сплава.

На остальном участке фон 1-2 кс, большей частью второй. Встречаются несколько островов. Изредка попадаются бочки, причем довольно мощные и в неожиданных местах.

Следующее препятствие находится в поселке Верхне-Каменномостский, дома в основном расположены на ПБ. Участок прошли походной колонной без приключений. 

Порог «Каменномостский» (4В).

70-80 м. Впереди видно сужение реки. У ЛБ стоит глыба под одиночным деревом. Чалка к ЛБ за глыбой.

Русло резко сужается в каменный желоб. В принципе это горка со сливами, бочками, валами, сбоями струй. По центру крупный камень.

Проходы слева и справа.

Слева проход чуть проще. На входе мощная шивера, затем две бочки.

Под ПБ особенно мощная, чуть далее еще одна.

Наиболее безопасный вариант прохождения в данную воду — ближе к ЛБ. Навала на ПБ в нашу воду нет.

Сразу за порогом есть чалка к ЛБ за деревьями и место для береговой страховки.

При подходе к порогу – валы шиверы закрывают правильный заход. Желательно заранее выбрать ориентиры при заходе.

Первым пошел К2-2 по левому, без проблем.

К2-3 прошел аналогично.

К2-1 при заходе взял через чур влево и был выброшен на камни. Пришлось спрыгивать в струю в пороге и проходить дальше.

У ЛБ железный столик, чалка за ним.

Страховка двумя морковками за порогом и с воды.

Время 16 час, едем вдоль Кубани вверх до поляны, здесь становимся на ночевку. Наконец то обед, который плавно переходит в ужин.

На этом  активная часть маршрута закончена.

7. Итоги, выводы, рекомендации

1. Запланированный маршрут пройден полностью и безаварийно.

2. Дополнительно пройден с разрешения МКК река Теберда. Он значился в запасных маршрутах.

3. На Зеленчуке была высокая вода. Порог «Пушка» стал мощным и опасным. Проходили без участия женщин.

4.  Впервые на катамаранах частично пройден ППР р. Кубань — река Худес. Речка течет в ущелье, во второй — части каменные завалы, сложные пороги.

5. Разведка многих порогов занимает значительное время из-за обильных зарослей и крутых склонов. Береговая линия отсутствовала по причине высокой воды. Поэтому иногда прохождение порогов практиковали сходу плотной колонной.  

6. Машина сопровождения позволяет быстро аварийно сойти с маршрута при необходимости, проходить маршрут на легких катамаранах, быстро переезжать на другую реку без разборки катамаранов, переходить на запасные варианты.

 7. Отдельное спасибо хочется сказать водителю. Павел (+79002919636) знает все дороги, стоянки, пороги на всех реках. Знает порядки и менталитет местного населения во всех районах Карачаево-Черкесии, помогает во многом группе, даже в том, чего не обязан делать.

8. Карты не приводим, они есть практически в каждом отчете. Многие с большими ошибками расположения препятствий. Сами точки порогов GPS не отмечали. Просто постарались дать внятное техническое описание.

8. Технический видеоролик

9. Приложения

9.1. Среднемесячные средние многолетние расходы на реках маршрута.

Большой Зеленчук

Аксаут

Кубань

9.2. Смета расходов на одного человека

Статья расходовНа человека
страхование участников группы200
пассажирский поезд: Екатеринбург — Невинномысск — Екатеринбург14300
микроавтобус Газель (сопровождение)9820
питание на маршруте4300
прочее2550
Итого31170

9.3. Река Худес на карте (сплавной участок)