Отчет о водном (катамараны, пакрафты)

туристском спортивном походе

второй категории сложности по рекам Урала:

Вижай — Большой Пестерек — Вильва — Усьва

совершенном с 07 по 11 мая 2022 года

Руководитель – Величков Виктор Иванович

Паспорт спортивного похода

Группа – г Нижний Тагил.

Проводящая организация – Клуб туристов «Азимут», г. Нижний Тагил, пр. Космонавтов 36, телефон (3435)243210, http://azimutnt.ru, e-mail: azimut-nt@yandex.ru.

Район путешествия – Урал (Российская Федерация).

Вид туризма – водный.

Категория сложности — вторая.

Протяженность активной части маршрута – 123 км,

из них: сплав – 123 км

Сроки путешествия: 07 – 11 мая 2022 года.

Продолжительность путешествия – 5 дней, из них на активной части – 5 дней.

Нитка маршрута: Нижний Тагил – п. Сараны (авто) – р. Вижай (сплав) — р. Большой Пестерек (сплав 200м) — р. Вильва (сплав) — р. Усьва (сплав) – Нижний Тагил (авто).

Уровень воды: Вижай – средний; Большой Пестерек — средний.

Маршрутная книжка №11/22.

Маршрут рассмотрен Городской туристско-спортивной МКК Н-Тагил Свердловская обл. (166-05-33332000).

Место хранения отчета – Клуб туристов «Азимут», г. Нижний Тагил, пр. Космонавтов 36, телефон (3435)243210, http://azimutnt.ru, e-mail: azimut-nt@yandex.ru.

Состав группы

№ п/п  Фамилия, имя, отчествоГод рожденияТуристическая подготовка*  Обязанности в группе, распред. по средствам сплава и др.
1Величков Виктор Иванович1957Алтай р.Белая 5ксР (2016)руководитель ПК-1.
2Горева Евгения Николаевна1972Чулышман 5ксУПК-2.
3Мурина Юлия Константиновна1980Кумир-Коргон 4ксУК4-1 завхоз
4Сердюк Алексей Сергеевич1980Исеть 2ксУК4-1 кап рем
5Сердюк Мария Андреевна1984Исеть 2ксУК4-1 завснар
6Шалыгина Анна Евгеньевна1996Кумир- Коргон 4ксУПК-3матрос
7Коновалова Светлана Валентиновна1976Усьва 2ксУК4-1медик
8Фоминых Юлия Владимировна1977Ср. Урал Исеть 2ксУК4-2матрос.
9Новоселов Руслан Викторович1990Р Нейва 1ксУК4-2 матрос
10Смирнов Максим Алексеевич1985Жом-балок 5ксУПК-4
11Захарова Дарья Викторовна1985Катунь-Урсул 4ксУК4-2матрос
12Фоминых Вячеслав Владимирович1982Катунь-Урсул 4кс УК4-2 кап
13Смоляков Павел Михайлович1956Р Вижай 2 ксУК4-2матрос
14Гейко Неонила Аполлинарьевна1953Чуя -КатуньК2 кап

К4 катамаран-четверка «Басег-4», производство: Пермь, длина 5,0 м ширина 2 м, объем 1,6 м3. Рамы металлические. 2 шт. К2 «Басег». Пакрафт 4 шт — длина 2,5м, ширина 1м.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствияКатегория     Длина препятствияХарактеристика препятствия

Порог «№4»2120 мСредние валы
Порог «№6»2130мСредние валы
Порог «Переправа»270 мсредние валы, слив, техногенный
Порог «Прижим»2200 мВалы высокие 1,3м прижим
Порог «Большой Пестерек»2200 мСредние валы, камни, деревья

Выбор маршрута и организация путешествия

На выбор маршрута повлияло: доступность заброски, ограниченное время (майские праздники) и доступный бюджет.

Часть участников была на Вижае, всем река нравилась. В конце апреля на реке был мощный паводок, затопило ЖД мост (+3м воды). Было интересно разведать и частично пройти на пакрафтах ЛП Большой Пестерек. К 7 мая вода ушла, установился  обычный уровень, средний.

Добирались до реки на микроавтобусе с прицепом до пос Сараны, с Чусового также автобусом.

График движения группы

ДатыДни путиУчастки маршрутаКмСпособы передвижения
07.05.221Н-Тагил-Сараны авто
07.05.221Стапель-14км14сплав
08.05.222М.н.-Большой Пестерек (200м)-п Пашия46сплав
09.05.223Мн-до пр. Притока                              прогулка в пешеру26               4            Сплав      
пешком
10.05.224Мн-до поляны ПБ в 12км ниже избушки27сплав                
11.05.225Мн — г Чусовой-Нижний Тагил24сплав

ТХВ-техническое ходовое время, включающее в себя общее время работы на реке: сплав, остановки, разведку порогов, ремонт, обносы, проводки, обед и т.д.

Для машин указано общее время движения со всеми остановками – еда, ремонт, заправка и т.д.

Все расстояния активной части маршрута приведены по показаниям GPS-навигатора, с округлением до 0,5 км.

М.н.-место ночевки.

Погода. В первый и второй день было тепло +18-20, далее периодически шли дожди +15.

Краткое описание рек

Вижай — сплавная река в весеннее время.

Сплав начинается от пос Сараны. До поселка хорошая дорога, проход под автомобильным мостом считается началом реки.

На реке 8 порогов 2кс, представляют из себя валы от 0,5м до 1,5м в большую воду.

По ПБ идет автомобильная дорога, порядка 10 поселков и деревень.

Река хороша для перехода с уральских рек на алтайские. Есть красивые скальные выходы, умелые рыбаки могут поймать рыбу. Река сочетает спортивные моменты с отдыхом.

Аварийные выходы с маршрута

На протяжении всего маршрута имеется возможность выйти на  лесовозную дорогу, которая выводит в населенные пункты. Лучше использовать левый берег, ближе дорога регионального значения.

Сотовая связь есть вблизи пос. Сараны, Вижай, Пашия.

Подъезд, переезд и отъезд

Из Нижнего Тагила в пос. Сараны доехали на микроавтобусе с прицепом. Из г. Чусовой до Нижнего Тагила также на микроавтобусе с прицепом.

Техническое описание маршрута

Сокращения в тексте:

  • ПП, ЛП – правый, левый поворот;
  • ПБ, ЛБ – правый, левый берег,
  • ЧХВ – чистое ходовое время;
  • н/п — непроход;
  • в скобках после названия препятствия – категория сложности для условий на момент прохождения.

07.05.22 

Собрались в турклубе «Азимут» к 8 час, загрузили снаряжение в прицеп и двинулись в пос. Сараны. В посёлке были в 10-40, скатились к реке 2 км, выгрузились на берегу реки Вижай.

Рядом собирают суда 3 группы. Собираем катамараны и лодки, одновременно варим обед.

Выходим на воду в 14-20, уровень воды для весны средний. Речка несет хорошо, попадают шиверы с небольшими валами 0,5м и редкими камнями. Дошли до левого притока Большой Пестерек, сделали разведку. Речка 5-6м в ширину бойко бежит, отдельные камни, брёвна, валики всё вместе тянет на 2кс.

Заносим лодки, выставляем страховку и съемку. Стартуем всеми лодками, уворачиваемся от камней, минуем бревно и по быстротоку выходим в Вижай. Вскоре проходим старый железнодорожный мост, находим хорошую поляну на ЛБ и встаем на ночевку.

Погода стояла переменная, теплая +18 градусов. Пройдено 14 км. 

08.05.22

Подъём дежурных в 7 час, остальных в 7-30.

Варим завтрак, выходим 9.30.

Через 1 км впадает речка Песчанка, в 14-15км от ж/д моста на ЛБ большая поляна, удобная для стоянок. Через 4-5км на ПБ скальные выступы, а ещё через 4-5км скалы на ЛБ. Здесь река резко поворачивает направо, у ЛБ небольшой порог.

Далее на протяжении 10 км идут шиверы, пороги, перекаты. Ниже разрушенного автомобильного моста в 200м, порог с валом 70см. Всё проходим схода. Далее река становится более спокойной.

Не доходя 1 км до пос. Пашия встаем на ночевку на поляне ЛБ. Погода теплая 18-20 градусов. Пройдено 46км.

09.05.22

Выходим в 9-30, через 10мин хода проходим автомобильный мост который находится в начале пос. Пашия. Далее через 500м ж/д мост, за ним на ПБ лесопилка на которой горят опилки. За поворотом виден красивый скальный выход с расщелиной. Доходим  до моста, чалка на ЛБ.

Впереди в 80м переправа из бетонных плит затопленная, справа слив, валы, проволока 6мм. ЛБ перегорожен колючей проволокой и будка с охранником. Осмотр препятствия лучше проводить по ПБ, проход порога «Переправа» тоже справа. Далее от моста пошли влево вдоль завода, смотрели прижим, давит на ПБ. Пара достаточно мощных бочек, по центру сбойка валов до 1,30м. Выставили страховку и фото на ПБ.

Первыми пошли 4 лодки, прошли переправу с правой стороны 2кс. Дальше дошли до ЛП и прошли по центру по валам, хорошо покачало, но проблем не было. Чалка на ПБ ниже моста. Сменили страховку и фото. Катамараны прошли без проблем, качаясь на валах и пробивая бочки.

Далее совершили прогулки, трое пошли на скалы, остальные направились в пещеру. Гуляли 3,5 часа. Пообедали и двинулись вниз по реке, за поселком река перерыта драгой. Единственная сложность найти правильный проход в протоках. Пройдя 19км от поселка встали на стоянку у притока на ПБ. Пройдено 28км.

10.05.22                                   

Вышли в 9:10 погода облачная, иногда идёт небольшой дождь. Река спокойна приходится налегать на весла. В 12:40 встали на обед. В 14 час пошли дальше, выглянуло солнце +14 градусов. Не доходя до Вильвы 3км встали на ночевку на ПБ в 17:40. Пройдено 27км.

11.05.22

Вышли 8:20, встали в 6:30, сегодня много дел и надо шевелиться энергичней.

Погода переменная +16+18 в обед перекус из термосов.

Река стала шире, временами дует встречный ветер. К 16час подходим к мосту перед г. Чусовой, где нас ждёт машина, — всё, маршрут закончен. За день пройдено 24км.

Фото 1. Стапель, сборка К2  Гейко Неонила и Новосёлов Руслан
Фото 2. Первые метры сплава К4-1
Фото 3. Старт на р. Большой Пестеряк (первопроход) — Величков Виктор и Шалыгина Анна
Фото 4. Прохождение р. Большой Пестерек, проходит Смирнов Макс
Фото 5. Прохождение р. Большой Пестеряк
Фото 6. Порог №6 проходит К4-1
Фото 7. Проходит К2
Фото 8. Порог «Переправа» проходит Макс
Фото 9. Порог « Переправа» проходит Аня
Фото 10. Порог «Переправа» проходит Евгения
Фото 11. Порог «Переправа» проходит Виктор
Фото 12. Порог «Прижим» проходит К4-2
Фото 13. Порог «Прижим» проходят пакрафты
Фото 14. В пещере «Воронки»
Фото 15. Обязательная чалка перед мостом, разведка техногенного препятствия «Переправа»
Фото 16. Река Вильва

Выводы рекомендации

  • Подъезд к реке и выезд лучше проводить на автотранспорте, это исключает пешую часть и потерю времени. Микроавтобус привозит к реке и также увозит от реки.
  • В этом году пик паводка пришелся на 30.04 вода поднялась на 3,5м ж/д мост в Пашии был затоплен. Такой паводок представлял реальную угрозу туристам. Также в конце апреля много ледовых перемычек и сплошной снег по берегам. Поэтому мы рекомендуем сплав на вторые майские праздники, вода высокая, но в меру, снега почти нет. Тепло порядка +16-20 градусов.
  • Был сделан небольшой первопроход 200м левого притока р. Большой Пестерек, речка бодро бежит. Попадают отдельные камни, деревья. Сложность оценили 2 кс.
  • В поселке Пашия появилось новое техногенное препятствие «Переправа». Останавливаться нужно перед железным мостом, за которым находится завод. На ЛБ разведка затруднена из-за колючей проволоки и поста охраны. Сразу за мостом на ПБ есть точка чалки, в 80м ниже сама переправа. Препятствие представляет из себя залитые плиты, у ПБ чистый слив, правее торчит проволока 6мм. Проходили по сливу 2 кс. Далее ЛП и на выходе прижим к ПБ, валы 1,3м, бочки 2+кс. Это «Пашийский прижим» по более высокой воде может быть 3+кс.
  • Пещера на высоком ЛБ называется «Воронки» достаточно сложная, несколько уровней, ручей, озеро.
  • В целом маршрут, динамичен и интересен. Особого смысла сплавляться до г. Чусовой нет. Можно заканчивать у моста через Вильву.